В фондах Веломузея Андрея Мятиева хранится обширнейшая коллекция материалов, касающихся регистрации и учета велосипедов в органах власти – номерных знаков и документов («Билетов на право езды по городу» и «Удостоверений велосипедиста»), выдававшихся в различных городах Российской Империи и СССР в разное время. Коллекция велосипедных номеров насчитывает более 300 единиц, а собрание документов – около 150. В этой публикации я покажу некоторые материалы дореволюционного времени.
Начну с того, что собственно езду на велосипеде по некоторым улицам Санкт-Петербурга и Москвы власти официально разрешили лишь в 1892 году – спустя 8 лет после основания первого велосипедного клуба! До того момента велосипедистам приходилось довольствоваться закрытыми манежами и загородными парками. Губернские города легализовали велосипедную езду в течении пары лет вслед за столицами. Специальным указом петербургского и московского градоначальников в 1892 году были утверждены правила езды по улицам города (с обширным списком улиц, ездить по которым запрещалось), а также регламент получения документа (билета) на право езды по городу (аналога современного водительского удостоверения) и двух номерных знаков - "жестянок", как их еще называли. В "Обязательном постановлении Городской Думы о порядке езды по городу на велосипедах" подробно описывались правила дорожного движения для велосипедистов, а также регламентировались нормы их поведения и даже... внешний вид! Сдача специального экзамена проходила по утвержденным дням в полицейском управлении, а билет и номера выдавались после уплаты специальной пошлины. Для членов велосипедных клубов была сделана поблажка - они могли сдавать экзамен специальному ответственному лицу от клуба, который свидетельствовал потом об умении ездить и знании тогдашних правил дорожного движения. Билеты и номера действовали всего один год и каждой весной нужно было платить пошлину, получать новую "жестянку" и документ на право езды по городу. В 1900-х годах билеты сделали более "долгоиграющими" и продлевали их по мере надобности, но номерные знаки все равно выдавались сроком на один год. В разных городах Империи форма и цвет номерных знаков утверждались городскими властями и были разными. Как правило, подряд на производство номеров получали частные мастерские и фабрики. Далеко не всегда «жестянки» оказывались удобными для велосипедистов – зачастую производители, плохо знакомые со спецификой велосипедной езды, делали таблички слишком тяжелыми или с неудачными креплениями и номера терялись, ломались или приобретали совершенно непрезентабельный вид. На страницах велосипедных журналов периодически появлялись гневные критические заметки, посвященные подобным казусам.
К середине 1900-х годах власти большинства городов приобрели необходимый опыт касаемо изготовления и выдачи регистрационных знаков; появились постоянные подрядчики, снабжавшие власти потребным количеством табличек в нужное время. В одних городах ежегодно меняли только лишь цвет номеров, (к примеру, в Москве), а в других изменяли не только цвет, но и форму «жестянок», как в Санкт-Петербурге. Делалось это для того, чтобы чины полиции, контролирующие порядок на улицах, могли издалека определить велосипедиста-нарушителя, не заплатившего городскую пошлину и не получившего своевременно номер.
Номерные знаки, как правило, изготавливались из жести или листовой латуни и прикреплялись к велосипеду металлическим хомутом. В крупных городах, где велосипедистов было много, цифры на номерах либо штамповались, либо вырезались, после чего знак окрашивался. В небольших городах номера были крашеными, без рельефа, что открывало простор для изготовителей подделок. Да-да, неблагонадежными велосипедистами, не желающими платить пошлину или «куролесящими» на улицах, изготовлялись подделки, причем как кустарные, отдаленно похожие на настоящие «жестянки», так и видоизмененные или перекрашенные номера предыдущих годов. Наказание за этот вид фальсификации полагалось довольно суровое – большой штраф и запрет на получение разрешения на велосипедную езду на длительный срок.
Здесь можно прочитать статьи про регистрацию велосипедов в России, велосипедные номера разных городов и курьезные случаи, связанные с получением вело-номеров: