Найти тему
Андрей Мятиев

История регистрации велосипедов в Российской Империи и СССР. Часть 1-я. Материалы из коллекции Веломузея.

В фондах Веломузея Андрея Мятиева хранится обширнейшая коллекция материалов, касающихся регистрации и учета велосипедов в органах власти – номерных знаков и документов («Билетов на право езды по городу» и «Удостоверений велосипедиста»), выдававшихся в различных городах Российской Империи и СССР в разное время. Коллекция велосипедных номеров насчитывает более 300 единиц, а собрание документов – около 150. В этой публикации я покажу некоторые материалы дореволюционного времени.

Велосипедный номерной знак Владимирской Городской Управы на сезон 1912 года. Жесть, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Владимирской Городской Управы на сезон 1912 года. Жесть, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Владимирской Городской Управы на сезон 1917 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Владимирской Городской Управы на сезон 1917 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Начну с того, что собственно езду на велосипеде по некоторым улицам Санкт-Петербурга и Москвы власти официально разрешили лишь в 1892 году – спустя 8 лет после основания первого велосипедного клуба! До того момента велосипедистам приходилось довольствоваться закрытыми манежами и загородными парками. Губернские города легализовали велосипедную езду в течении пары лет вслед за столицами. Специальным указом петербургского и московского градоначальников в 1892 году были утверждены правила езды по улицам города (с обширным списком улиц, ездить по которым запрещалось), а также регламент получения документа (билета) на право езды по городу (аналога современного водительского удостоверения) и двух номерных знаков - "жестянок", как их еще называли. В "Обязательном постановлении Городской Думы о порядке езды по городу на велосипедах" подробно описывались правила дорожного движения для велосипедистов, а также регламентировались нормы их поведения и даже... внешний вид! Сдача специального экзамена проходила по утвержденным дням в полицейском управлении, а билет и номера выдавались после уплаты специальной пошлины. Для членов велосипедных клубов была сделана поблажка - они могли сдавать экзамен специальному ответственному лицу от клуба, который свидетельствовал потом об умении ездить и знании тогдашних правил дорожного движения. Билеты и номера действовали всего один год и каждой весной нужно было платить пошлину, получать новую "жестянку" и документ на право езды по городу. В 1900-х годах билеты сделали более "долгоиграющими" и продлевали их по мере надобности, но номерные знаки все равно выдавались сроком на один год. В разных городах Империи форма и цвет номерных знаков утверждались городскими властями и были разными. Как правило, подряд на производство номеров получали частные мастерские и фабрики. Далеко не всегда «жестянки» оказывались удобными для велосипедистов – зачастую производители, плохо знакомые со спецификой велосипедной езды, делали таблички слишком тяжелыми или с неудачными креплениями и номера терялись, ломались или приобретали совершенно непрезентабельный вид. На страницах велосипедных журналов периодически появлялись гневные критические заметки, посвященные подобным казусам.

Велосипедный номерной знак Казанской Городской Управы на сезон 1915 года. Латунь, гравировка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Казанской Городской Управы на сезон 1915 года. Латунь, гравировка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Одесской Городской Управы на сезон 1916 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Одесской Городской Управы на сезон 1916 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Троице-Савской Городской Управы начала 1900-х годов. Цинк, литье. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Троице-Савской Городской Управы начала 1900-х годов. Цинк, литье. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

К середине 1900-х годах власти большинства городов приобрели необходимый опыт касаемо изготовления и выдачи регистрационных знаков; появились постоянные подрядчики, снабжавшие власти потребным количеством табличек в нужное время. В одних городах ежегодно меняли только лишь цвет номеров, (к примеру, в Москве), а в других изменяли не только цвет, но и форму «жестянок», как в Санкт-Петербурге. Делалось это для того, чтобы чины полиции, контролирующие порядок на улицах, могли издалека определить велосипедиста-нарушителя, не заплатившего городскую пошлину и не получившего своевременно номер.

Велосипедный номерной знак (передний) Московской Городской Управы на сезон 1903 года. Жесть, штамп, латунь, окраска, никелировка. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (передний) Московской Городской Управы на сезон 1903 года. Жесть, штамп, латунь, окраска, никелировка. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (задний) Московской Городской Управы на сезон 1911 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (задний) Московской Городской Управы на сезон 1911 года. Жесть, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Номерные знаки, как правило, изготавливались из жести или листовой латуни и прикреплялись к велосипеду металлическим хомутом. В крупных городах, где велосипедистов было много, цифры на номерах либо штамповались, либо вырезались, после чего знак окрашивался. В небольших городах номера были крашеными, без рельефа, что открывало простор для изготовителей подделок. Да-да, неблагонадежными велосипедистами, не желающими платить пошлину или «куролесящими» на улицах, изготовлялись подделки, причем как кустарные, отдаленно похожие на настоящие «жестянки», так и видоизмененные или перекрашенные номера предыдущих годов. Наказание за этот вид фальсификации полагалось довольно суровое – большой штраф и запрет на получение разрешения на велосипедную езду на длительный срок.

Здесь можно прочитать статьи про регистрацию велосипедов в России, велосипедные номера разных городов и курьезные случаи, связанные с получением вело-номеров:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Велосипедный номерной знак (передний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1897 года. Линолеум, штамп, латунь,  никелировка. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (передний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1897 года. Линолеум, штамп, латунь, никелировка. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (передний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1901-03 годов. Это единственный период, когда в Петербурге номера выдавались не на один, а на три года. Латунь,  сталь, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (передний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1901-03 годов. Это единственный период, когда в Петербурге номера выдавались не на один, а на три года. Латунь, сталь, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (задний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1901-03 годов. Это единственный период, когда в Петербурге номера выдавались не на один, а на три года. Латунь, сталь, пайка, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак (задний) Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1901-03 годов. Это единственный период, когда в Петербурге номера выдавались не на один, а на три года. Латунь, сталь, пайка, штамп, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1906 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1906 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1911 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1911 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1914 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипедный номерной знак Санкт-Петербургской Городской Управы на сезон 1914 года. Жесть, сталь, штамп, пайка, окраска. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Риге на сезон 1907 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Риге на сезон 1907 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Владимиру  на сезон 1916 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Владимиру на сезон 1916 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Ревелю на сезон 1907 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Ревелю на сезон 1907 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Вологде на сезон 1909 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Билет на право проезда на велосипеде по городу Вологде на сезон 1909 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.