Хлопоты московского велосипедиста начала ХХ века... Начну с того, что собственно езду на велосипеде по некоторым улицам Первопрестольной власти официально разрешили лишь в 1892 году – спустя 8 лет после основания первого московского велосипедного клуба! До того момента московским велосипедистам приходилось довольствоваться закрытыми манежами и загородными парками. Езду же по всем улицам города в Москве разрешили лишь в 1894 году.
Путешествие за городской чертой было чревато неприятными приключениями – сельские жители велосипедистов откровенно недолюбливали, всячески стараясь напакостить – то собак натравят, то полено в спицы на ходу сунут. Кроме того, отношения самокатчиков с владельцами всякого рода конных экипажей также не заладились – лошади пугались, возницы норовили огреть кнутом «чертей на колесе». Порой дело доходило до мирового судьи, но вердикт был отнюдь не всегда благоприятным для владельца двухколески.
Специальным указом градоначальника в 1892 году были утверждены правила езды по улицам города ( с обширным списком улиц, ездить по которым запрещалось), а также регламент получения документа (билета) на право езды по городу (аналога современного водительского удостоверения) и двух номерных знаков - "жестянок", как их еще называли.
В "Обязательном постановлении Московской Городской Думы о порядке езды по городу на велосипедах" подробно описывались правила дорожного движения для велосипедистов, а также регламентировались нормы их поведения и даже... внешний вид! Вот, к примеру, пункт 4 гласил: Быстрая езда и езда вперегонку по городу воспрещается"; а в пункте 8 декларировалось: "В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде, последний обязан остановиться и сойти с велосипеда и по возможности скрыть его от испуганной лошади". :-) Ну и, конечно, нашего современника впечатлит пункт 13 настоящего постановления: "Употребление при езде непривычных для публики, обращающих на себя внимание, костюмов воспрещается". ;-) В общем, рекомендую прочитать приводимые здесь ПДД начала ХХ века целиком - получите удовольствие!
Сдача специального экзамена проходила по утвержденным дням в полицейском управлении, а билет и номера выдавались после уплаты специальной пошлины. Для членов велосипедных клубов была сделана поблажка - они могли сдавать экзамен специальному ответственному лицу от клуба, который свидетельствовал потом об умении ездить и знании тогдашних правил дорожного движения. Билеты и номера действовали всего один год и каждой весной нужно было платить пошлину, получать новую "жестянку" и документ на право езды по городу. В 1900-х годах билеты сделали более "долгоиграющими" и продлевали их по мере надобности, но номерные знаки все равно выдавались сроком на один год.
Помимо "Билета" и пары номерных знаков московский велосипедист "образца начала ХХ века" был обязан иметь на своей машине звуковой сигнал (звонок или клаксон), а в темное время суток - обязательно - фонарь! За отсутствие любого предмета из указанного списка велосипедистов задерживали чины полиции и препровождали в полицейский участок для дачи объяснений и уплаты штрафа. В случае, если велосипедист не реагировал на окрик городового, тот свистел в штатный свисток и пускался в погоню. Обычно велосипедиста ловили дворники, бывшие официальными помощниками полиции и имевшиеся при каждом домовладении, после чего передавали нарушителя блюстителям закона. Улица была, так сказать, основным "официальным местом работы" дворников, так что реагировали они на свист городового оперативно. Способ задержания зачастую был самым варварским - не мудрствую лукаво пихали ручку метлы в спицы - ну а итог очевиден.
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!