Найти в Дзене
Remont1969

Американские полугусеничники. Linn tractor. 1916. Из дрессировщиков в промышленники.

История полугусеничных машин Linn tractor связана с историей первых машин такого типа, но продлилась гораздо дольше. Бизнес проект по производству машин для сверхтяжелых условий начал бывший цирковой антрепренёр Холман Гарри Линн (Holman Harry Linn). Эти машины никогда не служили в армии, не попадали на фронт и не бронировались, но, как крайняя форма развития полугусеничных машин типа Ломбард, они заслуживают внимания, хотя бы для того, что бы различать с настоящими Ломбардами, которые использовались в годы Первой мировой и Гражданской войн на территории России.

Linn tractor/Трактор Линна

Страна: САСШ

Производитель: Linn Manufacturing Corporation

Начало производства: 1916

Всего построено: 2500 (всех типов до 1952 года)

Холман Гарри Линн в 1915-м году бросил свои занятия цирковым бизнесом, из-за эпидемии полиомиелита. Остановив свой выбор на городке Моррис в штате Нью-Йорк, Линн решил заняться тем, что знал больше чем другое - производством полугусеничных грузовиков-тягачей. Линн использовал для перевозки своего цирка сначала паровые трактора, а с 1909 года антрепренёр приобрел у фирмы Элвина Ломбарда сначала полугусеничный "автодом", в позднее и одногусеничный тягач с двигателем внутреннего сгорания. Так как цирковой бизнес сезонный, Линн, как пишут, параллельно подрабатывал коммивояжером для фирмы Ломбарда по продаже его тягачей. Иногда его даже выдают за одного из изобретателей, приложивших свою руку к проектам машин Ломбард с ДВС, но в патентах это никак не отражено и можно предположить, что он все таки был только заказчиком и продавцом техники, в том числе и оригинальной машины с одной гусеницей, которая была расписана для Linn Dog Show.

Патентованный автотягач Ломбарда для Шоу собак Линна, 1910.
Патентованный автотягач Ломбарда для Шоу собак Линна, 1910.

Первый трактор построил в 1916-и году. Можно предположить, что Линн, проведя множество переговоров с возможными покупателя тракторов Ломбарда, принимал активное участие в новых разработках LOMBARD TRACTION ENGINE CO. Но общие падение спроса, характер Элвина Ломбарда, патентные войны, касающиеся полугусеничных машин, возможные расхождения в видении будущего привели к тому, что Линн решил реализовывать свой проект самостоятельно, хотя и его машина и грузовик-трактор Ломбарда, выпущенные в 1916 году, были похожи как подготовленные по одному техническому заданию - это были полугусеничные грузовики автомобильной компоновки с передним расположением кабины и двигателя и задним расположением грузовой платформы. Машина Линна была компактнее и столь мощной, как у Ломбарда, который в первую очередь делал мощный тягач, в то время как Линн строил грузовик высокой проходимости.

-3

В начале 20-го века САСШ была погружена в пучину патентных войн, что возможно и отрицательно сказалось на развитии техники. Шутили, что опасно прыгать и размахивать руками, что бы не попасть под патентные претензии братьев Райт на самолет. Поэтому Линн постарался выйти на рынок с новым патентным решением по гусеничному движителю, тем более, что кроме Бенджамина Холта и Элвина Ломбарда к патентным войнам подключился и Лео Бест. Линну, что бы не попасть между жерновами спорящих, пришлось маневрировать, но так как он сам не был инженером, опирались специалисты на те решения, которые и сам Линн, и его конструктора, часть из которых вероятно переманил с фирмы Ломбарда на решения последнего, только модернизированные. Общей идеей от которой отталкивался Линн при подаче своего патента на новый тип гусеничного хода было использованием роликовой цепи в качестве опорных роликов в гусеничном ходе. Но если у Ломбарда эта цепь проходила через шкивы, расположенные на ведущем и ведомых колесах, оси которых были жестко закреплены к раме тягача, то идея Линна заключалась с отдельной раме для роликовой гусеницы, которая могла поворачиваться относительно горизонтальной оси. Не такое уж и большое прямо скажем нововведение, но Линн получил все таки на него патент.

Добавьте описание
Добавьте описание


Для увеличения жесткости переднее ведомое колесо, центральная ось роликовой тележки и заднее ведущее колесо были связаны мощной балкой, которая крепилась к раме машины. Первый прототип трактора, как тогда называли подобного типа машины, Линн продлагал, как чисто сельскохозяйственную машину, а не как грузовик или, возможно, тягач, возможно что-бы не конкурировать с самим Ломбардом. И Лео Бест и Бенджамин Холт к этому времени сконцентрировались на обычных гусеничных машинах и тяжелых тягачах для армии. Ниша, которую планировал занять Линн была свободна, но она была настолько мала, что вряд ли компанию бывшего ведущего собачьего шоу ждал успех. Линн связалась с Deere Company для того что бы купить у них 6-ти лемешный 14-дюймовый плуг для использования с трактором новой конструкции. Линн оснастил свой первый агрегат четырехцилиндровым двигателем возможно производства фирмы Continental, да и позднее он использовал только покупные моторы от Waukesha, Hercules, Buda и Cummins Diesel мощность 75 и 100 л.с..

Образец конструкции гусеничного хода Линна
Образец конструкции гусеничного хода Линна

Главным преимуществом конструкции машин Линна и Ломбарда была высокая проходимость по умолчанию как у любой гусеничной машины, а благодаря качающейся каретке с роликовой цепью, которая огибала крупные неровности, машины могли использоваться и на пересечённой местности. Нагрузка на нижнюю ветвь гусеницы передавалась через ролики и была распределена на большую длину гусеницы. Такая конструкция была сложнее классической с опорными колесами, но обеспечивала лучшую плавность хода и проходимость по мягкому грунту.

-6

Опираясь на свой опыт работы с машинами производства фирмы Ломбард у Линна получился очень удачный тягач, сочетающий в себе надежность, проходимость и умеренную стоимость. Первоначальный расчет на применение его тягачей в сельском хозяйств не оправдался, зато как транспорт для тяжелых условий тягачи Линна найшли применение в строительстве и работе в тяжелых северных условиях. Одной из наиболее удачных наработок фирмы были гусеничные снегоочистители, которые были способны обеспечивать расчистку дорог на севере САСШ и в Канаде в любых условиях, грузовики для доставки грузов от железнодорожных станций к месту назначения по любым грунтам. Постепенно машины Линна вытеснили с рынка схожие по конструкции Ломбарды, которые оставались в основном на лесозаготовках, в то время как Линны активно использовались начиная с 20-х годов при строительстве автодорог и прокладке железнодорожных путей, ирригации и строительстве плотин.

-7

В 1935 году Army Ordnance Department закупил десять полугусеничных грузовиков Linn tractor T-6 c двигателями Hercules со стандартным кузовом. Грузовики имели максимальную скорость 40 км в час. Эти десять машин так и остались единственным использование грузовика для нужд армии.

Linn tractor T-6  на военной службе
Linn tractor T-6 на военной службе

Самыми массовыми машинами производства Linn Manufacturing Corporation были строительные самосвалы. Особенно активно их применяли в 30-е - 40-е годы во время строительства сети автодорог в САСШ, ведь для того, что бы построить дорогу там, где ее раньше не было, сначала надо проехать по бездорожью и перевезти по нему груз. Немного неказистые но мощные и долговечные самосвалы на шасси Линна без малого 30-лет вносили свой вклад в строительные работы в САСШ и по возможностям работы в тяжелых условиях в отсутствии дорог и сейчас их превзойти невозможно.

-9

О других ранних гусеничных машинах, в том числе и тягачах Ломбард. можно почитать в канале в этих статьях:

Заготовка для русского танка. 100 hp Lombard Auto Tractor-Truck Model F. 1916.

Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.

Холт для России из Англии. Ruston 75hp. 1916. Английский мирный трактор.

Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.

Последний Феникс. Phoenix Road Locomotive. 1922. Американские полугусеничные.

Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.

3.5. Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз

2.4. Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах

3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц

3.6. Эволюция Холта. Часть 1. Holt Junior Steam Traction Engine #77: 1904 - Заявка на первенство

3.11. Эволюция Холта. Часть 3. Holt 40 Первый гусеничный Холт с ДВС.

3.0. George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры

Источники:

http://www.coachbuilt.com/bui/l/linn_mfg/linn_mfg2.htm

https://www.gasenginemagazine.com/company-history/linn-2/

http://www.coachbuilt.com/bui/l/linn_mfg/linn_mfg.htm