В самом начале пути в большие раллийные гонки у меня не было возможности купить заводской раллийный мотоцикл, поэтому приходилось строить боевого коня из серийного эндуро из подручных средств. За основу был выбран Husqvarna 450FE и в мастерской команды Motorace X-Team в Крылатском, во главе с моим механиком Сергеем Морозовым, мы смогли построить мотоцикл который привез меня к серебру женского Кубка Мира FIM по кросс-кантри ралли 2014.
Начало. Как я уже писала, за основу была взята эндуро модель FE450. Изначально выбор стоял между ней и КТМ 450 EXС, но хускварна все таки победила. Решающим аргументом было наличие прогрессивной рычажной подвески, характеристики работы которой лучше подходят для ралли. Да и что греха таить, бело синий дизайн мне тоже пришелся больше по вкусу.
Первое, что необходимо установить на мотоцикл для ралли это навигация. Если для гонок в рамках Российского чемпионата достаточно лишь лаконичных держателей для роудбука и небольшого крепежа под GPS навигатор, то на международных соревнованиях таким минимализмом не отделаться. Так для чемпионата мира обязательна установка повторителя курса, крепежа для IRITRACK и крепежа специального GPS прибора UNIK II от ERTF, BALISE (спасательный маячок), 4х антенн (2 для IRITRACK и 2 для UNIK II), дублирующего трип мастера и, само собой, роуд бука. Всю эту канитель можно закрепить исключительно на специальной навигационной башне. Здесь мы не стали изобретать велосипед и заказали все составляющие конструкции на заводе КТМ от модели KTM450 Rally Replica. При своем достаточно громоздком виде она, как это ни странно, достаточно легкая и крепится спереди к рулевой колонке всего на 2х болтах.
После того как установили башню с приборами, то, в обязательном порядке, облачаем все это в красивый передний обтекатель, который выполняет не только эстетическую функцию но также защищает приборы при падении и гонщика от ветра при скоростных прогонах. Просто так на прилавке магазина вы не сможете найти раллийный обтекатель. Это штучное, ручное производство и нужно знать где и у кого такое можно заказать. Мы обратились к нашему старому другу из Италии – Альберто Доттори. Он сам неоднократный участник многих ралли марафонов и Дакара в том числе. У себя дома он организовал мини производство по изготавлению раллийного обвеса для различных моделей мотоциклов и по моей просьбе сделал специальный обтекатель для Husqvarna 450FE. У него же я приобрела карбоновую защиту картера со встроенными резервуарами для воды которые необходимо иметь по регламенту FIM.
Я очень не люблю использовать большие передние баки которые многие ставят на свои KTM. Серьезный вес распределяется спереди на большой высоте и это приводит к нестабильности в управлении мотоциклом, поэтому я попросила механиков приладить на новую хускварну увеличенный бак от КТМ но на 11л. Его конструкция такова, что основной вес распределен вниз к мотору, а не наверх и вперед к радиаторам как у 20л баков. Это было не так то просто. При кажущейся похожести мотоциклов пластик хускварны радикально отличается от КТМ. В связи с этим пришлось немного повозиться и сделать некий микс из пластиковых накладок двух марок. Понятное дело, 11л топлива совершенно не достаточно для положенной по регламенту автономии в 250км. Тут на помощь пришли другие знакомые раллисты, но уже из Голландии из команды Memo Tours. Специально для хаски они разработали и сделали задний бак на 16л, который крепится к раме вместо родного пластикового бугеля. Как водится, после первой попытки приладить эту конструкцию пришлось еще немного поработать «напильником», но оно того стоило. На борт теперь можно грузить 27л топлива.
Но, радость обладания мини бензовозом быстро сменилась задумчивостью по поводу правильной настройки подвески под такой вес. Осложнялось все еще тем, что в процессе езды топливо уменьшалось и вес определенно существенно менялся как минимум килограмм на 20. Без серьезного специалиста по подвескам не обойтись. Из Киева на помощь примчался Петр Заворицкий из компании Zavorotti Suspension. Несколько дней он колдовал над новым амортизатором WP TRAX плюс установил в вилку и настроил картридж WP cone valve. После серии тестов нам все таки удалось найти оптимальные настройки и мотоцикл стал гораздо стабильней. На стандартной подвеске в силу ограниченного количества настроек решить подобную многоцелевую задачу было бы в разы сложней, чем на заводской подвеске WP.
В списке обязательного тюнинга раллийного мотоцикла есть еще ряд деталей которые помогут на гонках любого уровня. К ним относится рулевой демпфер и демпфирующие проставки руля уменьшающие вибрации, увеличенные подножки и сиденье с гелевой вставкой обшитое искусственной замшей для большего комфорта. Также обязательно устанавливают пластиковую (не железную) защиту руля, которая на практике оказалась очень надежной и выносливой. Еще заменяют стандартный пятак боковой подставки на увеличенный, чтобы мотоцикл можно было поставить в песке не боясь, что он завалится на бок.
Мой совет всем, кто решил построить мотоцикл для ралли – в первую очередь проанализируйте каким реальным минимумом можно обойтись на той гонке к которой вы готовитесь. Не стоит городить из легкого эндуро тяжелый бомбардировщик если регламент того не требует, тем самым вы сэкономите и деньги и время и, что самое важное – ваши силы. Также на своем примере я убедилась, что не обязательно покупать дорогой заводской раллийный мотоцикл, чтобы участвовать в международных ралли. При помощи необходимых запчастей и умелых рук можно построить очень неплохой аппарат и, что самое главное, сделать его надежным как мой Husqvarna 450FE.