В 1995 году ЗИЛ еще не терял надежд на спасение. Только закончились работы по развозному грузовику, получившему название "Бычок", новый автомобиль немного поправил дела на оказавшемся в сложном положении заводе. Конструктора и новоиспеченные "менеджеры" продолжали заниматься поиском новых ниш для своих автомобилей. Рынок междугородних перевозок к тому времени наполнился подержанными иномарками разной степени потрепанности, но по-прежнему пользовался высоким спросом и МАЗ-5432, легендарный "СуперМАЗ". Грузовика-бескапотника у ЗИЛа не было, поэтому было решено попробовать сделать седельный тягач на базе новой кабины ЗИЛ-4331.
В 1995 году на Московском Международном Автомобильном Салоне седельный тягач с колесной формулой 4х2 был представлен впервые. Большая высокая кабина, два спальных места, дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 210 л.с. - вполне конкурентоспособный автомобиль получился. Было разработано несколько модификаций, а уже после выставки ЗИЛ выпустил порядка 100 тягачей для нужд Москвы. Часть автомобилей ЗИЛ выпустил для собственных нужд. Позднее некоторые из этих автомобилей попали на вторичный рынок и разошлись по разным городам России, некоторые экземпляры до сих пор находятся в строю, хоть и состояние их оставляет желать лучшего.
Грузовики по заказа мэрии были оснащены импортными дизельными двигателями Caterpillar-3116 мощностью 250 л.с., двигатель работал в паре с иностранной 9-ступенчатой коробкой передач Eaton-8209А. Автомобиль получил индекс ЗИЛ-54236А, такие автомобили тоже до сих пор можно найти на вторичном рынке, но являются они еще большей редкостью. Некоторые фанаты переделывают их и достигают максимальной схожести с американскими капотными тягачами.
Автомобили с американскими дизельными двигателями получили "люксовую" кабину, была она выше, отделана была лучше и в целом являлась более комфортабельной.
ЗИЛовский дизельный двигатель ЗИЛ-645, который ставился на базовую модель, имел много нареканий, поэтому его часто меняли на двигатель КАМАЗ-740, с таким двигателем также автомобили-тягачи до сих пор есть в продаже. Грузоподъемность с дизелем от КАМАЗа составляет 23 тонны.
"СуперЗИЛ" выпускался мелкими сериями до 2001 года, широкого распространения автомобиль так и не получил, от этого и является малоузнаваемым. Общий тираж выпущенных автомобилей не превысил нескольких сотен грузовиков. При виде фотографий седельного тягача у многих возникает ассоциация с игрой "Дальнобойщики-2", в которой был представлен такой тягач.
Кроме этого проекта в 1996 году ЗИЛ представил более фантастичный ЗИЛ-6404 с двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 410 л.с.
Автомобиль получил колесную формулу 6х4, благодаря чему имел более высокую грузоподъемность, нежели "СуперЗИЛ": такой автомобиль был способен работать с полуприцепом массой до 40 т. Машина комплектовалась четырнадцатиступенчатой КПП ЯМЗ-2314. Выпускались ли данные автомобили хотя бы мелкими партиями - данных найти не удалось.
Оба варианта седельных тягачей оборудовались холодильником, микроволновой печью, шкафами для одежды. Имелось место для установки телевизора. Одним словом, оснащение кабины ничем не уступало иностранным тягачам.
Результат этих амбициозных проектов был во многом схож с рядом других: в середине 90-х завод уже был не способен наладить серийное производство модели в широкой кооперации с другими заводами. Да и при всей амбициозности этих седельных тягачей они не выдерживали конкуренцию с б/у иномарками: помимо цены не выдерживал ЗИЛ и конкуренции по качеству. Новые кабины хоть и получились большими и комфортными, но обладали слабой шумоизоляцией и герметичностью, от чего в зимнее время их эксплуатация осложнялась даже несмотря на автономные обогреватели. Да и сама ниша капотных грузовиков у нас в стране не сильно популярна: во многие места разгрузки сложно проехать даже на более маневренных бескапотниках.
Этот проект оказался более удачным, чем проект бескапотного ЗИЛ-30.250, о котором мы рассказывали ранее. В целом же проекты седельных тягачей лишь позволяли заводу упомянуть о себе лишний раз: мол, можем еще сконструировать новую модель! На деле же мытарства конструкторов АЗЛК и ЗИЛа были схожими: попытаться сделать что-то конкурентоспособное на базе устаревших шасси и агрегатов. Отсюда и ожидаемый результат: потребителя в условиях рыночной экономики и обилия предложений такие недоработанные и сырые проекты мало интересовали, отпугивал и ценик доходивших до продаж образцов.
Не забудьте поставить лайк, подписаться на наш блог. Впереди будет много интересного!