Найти тему

Сколько стоили коньяк, вино и пиво в царской России. 1887 год

фрагмент иллюстрации к рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
фрагмент иллюстрации к рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Есть у Чехова такой рассказ "Мороз". Впервые был опубликован в 1887 году, еще под псевдонимом Антоши Чехонте.

Рассказ этот не очень любили при советской власти, он не входил ни в школьную программу, ни во внеклассное чтение. И все потому ,что в нем вкратце показан "социальный лифт" того времени - от нищего мальчишки сироты в городские головы.

Однако все по порядку.

Зима, Крещенье, губернский город, стоящий на большой русской реке. Городская администрация и местные "олигархи" устраивают благотворительное гулянье для жителей города. С этой целью огораживают часть замерзшей реки и устраивают на берегу и на льду множество развлечений - каток, духовой оркестр, гулянье, беспроигрышную лотерею и еще какие то развлечения тех времен.

В "губернаторском павильоне", временном строении со стеклянными дверями, собирается "чистая публика"

Тут были старик губернатор с женой, архиерей, председатель суда, директор гимназии и многие другие. Дамы сидели в креслах, а мужчины толпились около широкой стеклянной двери и глядели на каток.

Тут в павильон буквально врывается городской голова Еремеев - выборный глава городского самоуправления (да, это все было!). Это невысокого роста худой старик в большой лисьей шубе. Еремеев тот час велит артельнику принести из винной лавки несколько подносов с горячим вином, глинтвейном, пуншем и другими напитками, уместными в сильный мороз.

– Вот что, бегите к Саватину, – забормотал он, – и скажите, чтоб как можно скорей прислал сюда того… Как его? Чего бы такое? Стало быть, скажи, чтоб десять стаканов прислал… десять стаканов глинтвейнцу… самого горячего, или пуншу, что ли…
– Ничего, выпьем… – бормотал голова. – Стало быть, десять стаканов… Ну, еще бенедиктинцу, что ли… красненького вели согреть бутылки две… Ну, а мадамам чего? Ну, скажешь там, чтоб пряников, орешков… конфетов каких там, что ли… Ну, ступай! Живо!
Голова минуту помолчал, а потом опять стал бранить мороз, хлопая руками и стуча калошами.

фрагмент старинной рекламы спиртных напитков
фрагмент старинной рекламы спиртных напитков

А теперь давайте на минутку отвлечемся и посмотрим, какова была цена на спиртное в те годы

  • Портвейн - от 1,20 до 7 рублей,
  • "Ординарный" коньяк - 1.8 рублей,
  • коньяк Курвуазье — 2 руб. 40 коп ,
  • шампанское В.Клико Верле — 5 руб. 50 коп,
  • шампанское Цимлянское белое — 55 коп,
  • ликер Бенедиктин — 4 руб,
  • вино Ркацители — 40 коп,
  • водка смирновская "вино столовое" — 64 коп.
  • пиво завода «Бавария»: пильзенское, столовое — по 14 коп.
Источник данных по ценам -
Социальная история России периода Империи. Миронов Б.Н. Санкт-Петербург, 2003 г.
Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. Бразаль Б.Л. Минск, 1991 г.

Продолжать можно еще долго, но мне кажется приведенных примеров вполне достаточно.

Цены на спиртное были вполне"щадящими", при этом неумеренное употребление спиртного осуждалось во всех слоях общества - и у рабочих, и у крестьян, и у "высших сословий". С пьянством, с переменным успехом, велась борьба.

фрагмент старинного антиалкогольного плаката  "Пьянство есть корень всякого зла"
фрагмент старинного антиалкогольного плаката "Пьянство есть корень всякого зла"

Вернемся в павильон на берегу заснеженной реки.

Выпив принесенного пуншу и глинтвейну, публика подобрела и разговорилась. Губернатор, видный мужчина в бобровой шубе и шапке, убеждал собравшихся что русский мороз имеет свои прелести. Я недавно читал, что многие хорошие качества русского народа обусловливаются громадным пространством земли и климатом, жестокой борьбой за существование…

В ответ старый купец-миллионщик, избранный представлять горожан в системе власти Империи, купец Еремеев вспоминает свое детство и юношество.

Еремеев рано стал сиротой, и чтобы как-то выжить - водил нищую слепую старушку по городу. Старушка стучалась в ворота, двери и окна и просила подаяния. По церковным праздникам, которых было множество, подавать нищим было хорошим тоном. За день постоянного хождения по городу, даже и зимой в морозы (Рождество, Крещение. Масленица - прекрасные поводы попросить милостыньку) мальчик получал пятак, дармовой ночлег и пищу.

Потом карьера нищего мальчика пошла вверх - его взяли на работу в рыбную лавку. Сперва, как сказали бы сейчас. мерчендайзером. Подросток стоял у лавки и зазывал прохожих зайти и сделать покупки.

Кстати. о ценах на рыбу.
Мороженый осетр и семга стоили соответственно по 90 и 80 копеек за килограмм,
мороженая горбуша - по 60 копеек за килограмм,
свежий судак - 50 копеек за килограмм,
свежий сом - 20 копеек за килограмм,
свежий окунь речной - 28 копеек за килограмм;
Источник - Цены и оклады: дореволюционная Россия. Широкогоров В.Л.

А старый купец Еремеев продолжал рассказывать.

Прошло время, и он стал владельцем собственной лавки. Первое время сам закупал товар и сам торговал - тоже пришлось вытерпеть немало холода. Когда везли зимним путем обозы с мороженной рыбой в Москву - ехал с обозом сам, как Ломоносов.

"Застынешь весь, обалдеешь и сам станешь жесточее мороза: одного за ухо дернешь, так что чуть ухо не оторвешь, другого по затылку хватишь, на покупателя злодеем этаким глядишь...."

И что же?

Начало жизни Еремеева - нищее детство с хождением через весь город со слепой старухой. Конец жизни - богатей, миллионщик, да еще и городской голова. Чем не социальный лифт?

Пример Еремеева не был исключением из правил - известны ученые, адвокаты, врачи из "кухаркиных детей". известны боевые генералы, выслужившиеся из низших чинов отвагой и смекалкой.

Представление о царской России как стране закосневшей в предрассудках и сословных ограничениях сильно устарело.

Рассказ цитируется по книге - Чехов, т. III, стр. 73–80, с исправлением по «Петербургской газете» 1887, № 11, 12 января, стр. 3, отдел «Летучие заметки».

А что вы об этом думаете?

-4

Подписывайтесь на канал ХРОН.ОС - про нашу историю без занудства и морализаторств