Есть серия автомобилей Фиат Дукато, Российской сборки, оснащенные двигателями 2.3 мультиджет. И именно на этих моторах реализован оригинальный (черт бы побрал инженеров Фиата за эту "оригинальность"))) алгоритм работы полезной для экологии, но чертовски губительной для самого двигателя (учитывая качество Российского дизельного топлива) системы EGR - дожига вторичных газов.
Как же проявляется проблема? Да просто... На холостых оборотах двигатель начинает "плавать" - обороты периодически прыгают от низких до нормальных, может глохнуть и может гореть "чек" на панели приборов. Но может и не гореть... Симптомы могут появляться, периодически пропадать и появляться снова.
У Вас похожие проблемы на автомобиле Фиат Дукато с двигателем 2.3 мультиджет? Вы обратили внимание, что работа мотора на Дукато российской сборки стала неровной, плавающие обороты холостого хода сопровождаются (точнее, вызываются) самопроизвольным прикрытием дросельной заслонки, ограничивая поступление воздуха в двигатель и провоцируя уменьшение оборотов?
Вполне вероятно, что эти симптомы сопровождаются горящей на приборной панели лампой неисправности двигателя; но, возможно и никаких ламп неисправности не горит.
Попробуйте снять разьем с электровакуумного клапана управления системой EGR. Что то изменилось в работе мотора? Двигатель стал работать ровнее и перестал "хлопать" дросселем?
Н что же, поздравляю Вас! Система EGR (точнее, один из ее компонентов) вышел из строя и работа всего комплекса нарушена. При этом блок управления двигателем отслеживает количество поступающего воздуха в двигатель и, видя несоответствие количества с заданным заводом значением при определенном режиме работы, "помогает" клапану EGR подавать выхлопные газы обратно во впускной тракт, прикрывая дроссельную заслонку и создавая вакуум во впускном коллекторе. Если электрическая цепь пневмоэлектроклапана управления исправна, то никаких ошибок в работе системы не записывается, но мотор продолжает "колбасить". Если провода сняты или катушка электропневмоклапана повреждена, записывается ошибка неисправности, загорается "чек" и система EGR исключается из работы двигателя. Оно конечно хуже для экологии (господи о чем мы говорим с нашим то качеством топлива!!!), но по крайней мере двигатель нормально работает и способен ездить... по крайней мере до сервиса.
Вышедший из строя клапан меняют на новый и работа EGR восстанавливается (при условии исправности других компонентов и чистых каналах подачи выхлопных газов), в противном случае мотор опять начинает работать, как описано выше и неисправность требует дальнейшей локализации и более углубленной диагностики.
Это может быть связано как с неисправностью пневмопривода (груши) или закисанием (закоксовкой) исполнительного клапана на двигателе, так и забитием сажей и отложениями каналов подачи выхлопных газов к клапану. Этот эффект появляется при установке заглушки в канал с целью механической деактивации системы - такой "фокус" на этих автомобилях не проходит, только в комплексе с "перепрошивкой" ЭБУ двигателя и "удалению" системы ЕГР на программном уровне.
Современные системы управления становяться "хитрее" и "обойти" систему дожига вторичных газов просто установкой заглушки на канале их подачи не получится. Люди с опытом ремонта справятся с этим гораздо быстрее и не наделают ошибок...