Найти тему
Военные Путешествия

Морская прогулка на Бронекатере времён ВОВ

В начале весны 2019 года мне поступило необычное предложение - поучаствовать в подводной экспедиции. Участники планировали погружения на различные затонувшие объекты Керченского пролива и Чёрного моря. Целью экспедиции было обнаружение различных погибших судов, а так же их идентификация и поиск останков героических экипажей.

Главной изюминкой мероприятия стал трансфер от базы отдыха и до мест погружения. Помимо обычных лодок и катеров, организаторы решили удивить участников и предоставили для этих целей военный тральщик и копию Бронекатера времён ВОВ!

БК 73 и КАТЩ возле берега
БК 73 и КАТЩ возле берега

Немного о Бронекатерах:

В 30-х годах ХХ века в СССР были разработаны два типа бронекатеров малый и большой. Они предназначались для действия на реках, но, по факту, они использовались и в прибрежных морских районах. Лёгкая броня, высокая мобильность, небольшая осадка, а так же артиллерийское вооружение способствовали проведению рейдов в тыл противника. Бронекатера активно использовались в ходе Сталинградской битвы. Солдаты называли их речными танками.

В своих мемуарах Маршал Василий Иванович Чуйков сказал так:

«О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».

Действительно, в ходе Сталинградской битвы речные танки использовались не только по прямому назначению. Они перевозили подкрепления, высаживали десанты, доставляли грузы и даже использовались для траления мин.

Во время боёв за Крым, бронекатера тоже принимали непосредственное участие. Особенно они оставили свой след в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Дайверы до сих пор находят обломки бронекатеров различных модификаций на дне Керченского пролива.

На палубе БК 73
На палубе БК 73

Помимо меня, так же были приглашены и местные СМИ, а так же другие почётные гости. Репортёры должны были осветить мероприятие на местных телеканалах, а так же показать каким благородным делом занимаются участники подводной экспедиции. Тем более, что она была приурочена к Дню Победы.

Лучше так не оставлять микрофон во время волнения
Лучше так не оставлять микрофон во время волнения

При подъёме на борт нас встретили члены команды в униформе РККФ. Оказалось, что эти ребята занимаются военно-исторической реконструкцией. Одним из направлений является реконструкция матросов СССР в годы ВОВ. Они организовывают различные патриотические мероприятия, а так же устраивают интересные мастер классы!

Ребята из Керченских военно-патриотических клубов
Ребята из Керченских военно-патриотических клубов

После погрузки на борт, нам провели инструктаж, а так же устроили небольшую экскурсию снаружи и внутри бронекатера. Оказывается при воссоздании "речного танка" использовались части поднятые с различных судов. В том числе и с реально БК 73, который погиб в Керченском проливе осенью 1943 года.

Так выглядит рулевая рубка БК 73
Так выглядит рулевая рубка БК 73

Части с погибшего советского корабля
Части с погибшего советского корабля

матрос и старший помощник капитана в рубке БК 73
матрос и старший помощник капитана в рубке БК 73

После экскурсии мы заняли свои места и отправились на место крушения. Помимо бронекатера, с нами отправилось и несколько резиновых моторных лодок. В ней так же находились участники экспедиции.

Достигнув сигнального буя (дайверы заранее обозначили место назначения), мы встали на якорь. Водолазы начали надевать на себя своё снаряжение и готовится к встрече с обломками судна. После нескольких погружений, на поверхность были подняты небольшие фрагменты катера. Как оказалось это был сторожевой катер СК-053 типа ЗК. Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции он подорвался на немецкой мине. 12 членов его экипажа до сих пор считаются пропавшими без вести.

Пока дайверы собираются, один из операторов делает красивые кадры
Пока дайверы собираются, один из операторов делает красивые кадры

Возложив венок на месте гибели, и почтив героев минутой молчания, мы вернулись обратно.

По дороге домой я обратил внимание на старый биноколь, лежавший на штурманском столике. Как оказалось, этому биноклю уже более 75 лет!

Фотография Керченского моста через биноколь с 75 летней историей
Фотография Керченского моста через биноколь с 75 летней историей

Примечательный факт:

Не только орудийные башни объединяли танки и бронекатера. Внутри кубриков не высокие потолки и поэтому матросы не редко носили танковые шлема, дабы не разбить себе головы.

Катера
7974 интересуются