Я помню, что кухня в 60-80-е годы прошлого века оказывалась очагом и эпицентром дома. Даже в самые дефицитные времена люди старались украсить свою кухню. К восьмидесятым годам интерьеры советских кухонь становятся лаконичными и функциональными.
Все тогда было очень простое, но каждый стремился как-то особенно выделить свою кухню. В ход шли интерьерные элементы, которые могли использоваться как по прямому практическому назначению, так и в виде украшения. Часто для этого использовались фарфоровые фигурки Дулевского завода или Гжели, а еще – самовары и жостовские подносы. На таких подносах, расписанных яркими цветами на черном фоне, хозяйки подавали торты.
Была в те времена очень модна керамика, особенно рижская керамика. У всех стояли кувшины, какие-то столовые предметы, супницы, всякие стаканчики, чашечки и чайнички из керамики. Также в моде были всякие расписные дощечки, которые делали вручную. И дети их с удовольствием делали для подарка своих мамам. В то время как раз появились машинки для выжигания. Большой популярностью пользовалось тогда и цветное чешское стекло, немецкие столовые приборы.
Хрусталь также был всегда в моде. В типичные советские хрустальные вазочки можно было положить конфеты или салаты, а после застолья хрусталь очищали кефиром, и филигранная резьба сияла как новая. Хрусталь в квартирах путешествовал только от серванта к праздничному столу и обратно. Хрусталь всегда определял достаток в доме, и его многие старались приобретать. А так как у нас было массовое производство, и работали заводы-гиганты, заводы художественного стекла, товар их все-таки был не очень дорогой. То есть у нас массовое производство позволяло его удешевить, к нам за хрусталем приезжали даже иностранцы, например, финны.
В Ленинграде выдували посуду и интерьерные вещицы ничуть не хуже дефицитного богемского стекла. Хрусталь – это уникальный материал, стекловары очень долго бились над получением такого чистого искрящегося материала, абсолютно бесцветного, прозрачного. Стандарты советской стекольной промышленности были очень высокими. Тогда существовали так называемые художественные советы. Обсуждали и размер ножки стопочки, пяточка стопочки, силуэт этой самой стопочки, количество элементов декора. Вещи выходили на уровне эрмитажных коллекций. Стоит ли удивляться, что при таком подходе хрусталь в Советском Союзе представлял собой лучший подарок и даже неплохое вложение средств. Не говоря уже о том, что именно он служил едва ли не главным украшением любого праздничного стола.
Все знают, что неизменным атрибутом советского чаепития были стаканы в подстаканниках. Конечно, как правило, использовались граненые стаканы, но были и более изящные. Но особой популярностью пользовался именно граненый стакан. Он был во многих местах и обстоятельствах незаменим: из него пили чай в поездах дальнего следования всегда с подстаканником, в нем подавали компот в столовых, также стакан стоял в автоматах с газированной водой. Граненый стакан в СССР производился строго по ГОСТу, поэтому его можно было использовать как меру веса и объема, отмеряя молоко, сахар или муку. Им же находчивые хозяйки нарезали тесто – для вареников, пельменей или домашнего печенья.
Прочный, дешевый, доступный каждой семье даже во времена дефицита, граненый стакан теперь ассоциируется именно с советской эпохой. Хотя история его создания туманна и неопределенна. Форма граненого стакана существовала и в XIX, и еще даже в XVIII веке. У классического граненого стакана – 17 граней: именно такой образец впервые сошел с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943-м году.
На виду в советской кухне ставили все красивое, дорогое, изысканное. Обыденные вещи закрывали в шкафчиках или ставили на верхние полки. Там располагались алюминиевые кастрюльки, эмалированные тазики, закопченные чугунки, сковородки и прочее. Но бидон всегда стоял на видном месте, чтобы его можно было срочно взять и бежать занимать очередь. За молоком, за квасом, за молоком и даже за пивом ходили с бидоном.
За молоком ходили практически каждый день, если были в доме маленькие дети. Меня часто отправляли с бидончиком за молоком, мне это нравилось, очень было удобно. Я бы и сейчас с удовольствием пошла бы в магазин или на рынок с бидоном, у него удобный и прекрасный дизайн. За квасом приходили с большим бидоном на всю семью, чтобы еще и на окрошку хватило. По субботам все ходили за пивом. Конечно, за ним мужчин посылали. И мужчины с охотой всегда шли за пивом, они отпивали по дороге значительную часть пива из этого бидона.
Все, что было импортным, вызывало особый восторг в стране, где были закрыты все границы. Импортная посуда в СССР очень ценилась, не столько за счет качества, сколько за счет оригинальных форм и необычных росписей. Например, на бело-перламутровой, иногда черной основе были рисунки глазурью: Сикстинская Мадонна, Мадонна с младенцем, дама с горностаем и прочее. Это был своего рода кич. На немецком сервизе «Мадонна» изображались утонченные полуобнаженные красавицы, символ роскошной жизни. Поэтому советские хозяйки пуще глаза берегли это произведение гэдээровского искусства. Пили чай из сервиза «Мадонна» только по очень большим праздникам.
Первые сервизы «Мадонна» попали в СССР после войны: эту посуду очень полюбили генеральские жены. К восьмидесятым годам сервиз по лицензии производили еще и чехи, но качество фарфора было не то. Поэтому все старались достать немецкий комплект.
О сервизе «Мадонна» мечтали, конечно, все, но подавляющее большинство советских граждан довольствовалось ленинградским фарфором или изделиями других отечественных фарфоровых фабрик. К слову, это был очень качественный фарфор.
А самое главное, он всегда стоил одинаково: на донышке чашки или блюдца непременно была указана фиксированная цена, отпечатанная краской. Это было обязательно: ставили печать, штемпель с ценой, потому что цена не менялась. А не менялась она потому, что использовали наши отечественные материалы, цена на которые тоже не менялась. И не менялась она до тех пор, пока у нас в 90-е годы не началась денежная реформа.