Найти тему
Аэрофилия

История "Як-42" на ВДНХ

Всем привет! Наверняка каждый, кто хотя бы раз бывал на ВДНХ обращал внимание на пассажирский самолёт, стоящий на главной площади Выставки Достижений рядом с павильоном "Космос". Сегодня я немного расскажу об этом борте. Поехали!

Наш "Як" посередине
Наш "Як" посередине

"Як-42", борт СССР-42304 (ранее СССР-1975), был произведён в январе 1978 года. Принимал участие в международной авиавыставке Ле-Бурже-79 в Париже, под выставочным кодом "349".

СССР-42304 на выставке Ле-Бурже в 1979 году
СССР-42304 на выставке Ле-Бурже в 1979 году
-3

После выставки самолёт транспортировали в Москву, и в сентябре 1981 года установили на ВДНХ. Внутри сделали музей, который закрылся в 1994-м. Вопрос о том, что же делать с самолётом дальше, решался около 15-и лет (!): из него хотели сделать ресторан, рампу для скейтбордистов (не понятно правда как) и много чего ещё.

-4

Однако в 2008 году над самолётом нависла реальная угроза его уничтожения. Авиалайнер "Ту-154", стоящий рядом с "Як-42", прямо на ВДНХ, на глазах у посетителей начали резать на части. Звучит странно, но именно это и спасло "Яку" жизнь. Средства массовой информации подняли шум, в результате чего судьбой "Як-42" заинтересовалось большое количество народу и на самом высоком уровне. С помощью А. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, которая к тому времени была уже наполовину разгромлена вандалами.

14 июня 2009 года самолёт был вновь открыт для посетителей.

-5
-6
-7

В оригинальной советской ливрее и с номером "349", который решили оставить, самолёт простоял до 19 апреля 2010 года, когда было принято решение превратить авиалайнер в настоящий арт-объект на военную тему, посвящённый 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

Процесс перекраски
Процесс перекраски

Для того, чтобы полностью перекрасить самолёт, ушло 20 дней.

-9

И вот, 9 мая 2010 года, перед посетителями ВДНХ предстал вот такой красавец:

-10
-11
-12
-13

В таком виде самолёт простоял до 2015 года, после чего было принято решение о перекраске по неизвестным (по крайней мере, для меня) причинам. Хотя, на одной из поздних фотографий отчётливо видно надпись "Аэрофлот":

-14

Скорее всего, краска начала постепенно отслаиваться и самолёт приобрёл вид потрёпанного, и если можно так сказать, облезлого самолёта. Но это только предположение.

С самолёта удалили краску. При этом видно родную советскую ливрею
С самолёта удалили краску. При этом видно родную советскую ливрею
Процесс удаления краски с фюзеляжа
Процесс удаления краски с фюзеляжа

Как бы там оно ни было, в мае 2015 года "Як-42" был перекрашен и получил ложный бортовой номер "RA-19751".

-17

Вот одна из первых фотографий обновлённого самолёта:

-18

Собственно, именно так выглядит "Як-42" на ВДНХ, по состоянию на 2020 год.

-19
-20
-21

Ну, а "традиция" перекрашивать самолёт, думаю, останется даже спустя десятилетия)) Возможно, что через 2 — 3 года самолёт будет уже в другой ливрее. А возможно, на ВДНХ будет стоять какой-нибудь новенький "МС-21", а "Як-42" постигнет та же участь, что и "Ту-154"...

Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора переводмо любой суммы: