В 1942 году в Серпухове было организовано Ведущее конструкторское бюро по мотоциклам (ВКБ). Его костяк составили инженеры, прибывшие из Ижевска, во главе с бывшим главным конструктором Ижевского мотозавода Всеволодом Вячеславовичем Рогожиным. В 1946 году ВКБ было преобразовано в Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения (ЦКЭБ).
Серпуховский завод был единственным заводом по ремонту трофейных мотоциклов, захваченных в ходе Отечественной войны. Чем стремительней наступала Советская Армия в то время, тем больше прибывало трофеев. На заводе их спешно восстанавливали и направляли обратно на фронт уже против немцев.
Другим направлением работы ЦКЭБ было совершенствование конструкций машин советских мотозаводов. Когда в 1947 году в Ирбите начали выпускать спортивный 750-кубовый мотоцикл М-75, в Серпухове сразу же взялись за его доводку.
На новом мотоцикле с индексом М-76 заменили чугунные цилиндры алюминиевыми, поставили новые распредвалы и сделали систему смазки с сухим картером. Степень сжатия подняли до 9 единиц, применили магнето в системе зажигания. Мощность двигателя выросла с 35 до 38 л.с., вариант для рекордных заездов (показавший скорость 206 км/ч) выдавал еще больше!
В системе выпуска мотоциклов М-75, М-76, М-75М, М-80 вместо глушителей применялись мегафоны. Считалось, что на скорости они создают разрежение, которое должно было способствовать лучшему очищению от отработанных газов.
Такой выхлоп в сочетании с высокофорсированным оборотистым двигателем создавал чудовищный шум! Зрители такие мотоциклы называли “Адский оргАн”. В 1948–1949 годах в Серпухове сделали около пятидесяти машин модели М-76.
С этой моделью связан печальный эпизод из истории советских мото-гонок: на мотоцикле М-76 разбился мастер спорта СССР Борис Николаевич Свешников. 21 августа 1954 года на тренировочных заездах этапа чемпионата СССР по шоссейно-кольцевым гонкам в Таллине при торможении его вынесло с трассы...
Мотоцикл при этом почти не пострадал, а гонщик, пробив своим телом каменный забор, получил травмы не совместимые с жизнью. После этого с 1954 года участие в гонках одиночных мотоциклов класса 750 куб. см было прекращено.
Интересное в "МотоМире"
• Единственный в мире противотанковый скутер!
• Triumph Rocket 3 TFC 2019 года!
• Экспериментальный Л-350 от завода "Красный Октябрь"!
Спасибо за Ваше внимание!