Найти в Дзене

Неизвестные самолёты. Бе-103 и "Принцип Подобия".

Оглавление

Помните самолёт-амфибию Lake Renegade ?

Классный самолёт, надежный, проверенный. Но создавался он именно как коммерческий проект, для зарабатывания денег.

Как, впрочем, и абсолютное большинство самолётов во всем мире.

А что, разве можно по-другому?

Да, можно. Есть самолёт, который создавался совсем с другими целями.

ТАНТК имени Бериева- конструкторское бюро и авиастроительный завод, расположенные в Таганроге.

Известен он именно своими самолётами-амфибиями.

Ну а самый известный, конечно же, Бе-200:

-2

Самый большой реактивный гидросамолёт в мире.

Кстати, он недавно принимал участие в тушении лесных пожаров в Сибири.

Еще бы, 12 тонн воды выливает за раз. Причем для того, чтобы её набрать, ему даже не надо приземляться, достаточно пройти по воде на взлётной скорости.

Ну, самый большой это конечно же здорово, но мы же в России любим... побольше!!!

И конструкторы КБ Бериева не исключение. И вот в рамках работ над проектами еще более крупных самолётов создан наш сегодняшний герой-Бе-103:

-3

Казалось бы, что общего такой маленький самолёт может иметь с перспективными гигантами? Пилотов возить на испытания?

Но не все так просто, как кажется...

Принцип подобия.

В технике существует такое понятие, как "Принцип подобия". Что это такое?

Ну, если упрощенно, то это о том, что свойства и характеристики большого объекта могут быть изучены на его уменьшенном подобии.

Допустим, нужно вам спроектировать двигатель. Большой двигатель. Очень большой.

Сил и средств для этого нужно очень много, а вот что получится в итоге-неясно.

Ок, вы делаете, в соответствии с принципом подобия уменьшенную копию вашего огромного мотора. Уменьшаете его, скажем, в 20 раз. Соответственно, и расходы уменьшаются.

Запускаете, снимаете характеристики и вуаля!!!

Пересчитав их по формулам подобия, вы уже знаете, на что будет способен изначальный, большой мотор.

И самое интересное, что это работает и с самолётами!

И вот как раз Бе-103 был создан для отработки компоновочных решений сверхтяжелого гидросамолёта, вроде вот этого:

-4

Именно это привело к тому, что Бе-103 имеет довольно необычный вид:

-5

Низкорасположенное крыло не только имеет достаточно большую хорду, оно еще является водоизмещающим и глиссирующим. То есть наравне с фюзеляжем держит самолёт на плаву.

В остальном же все достаточно похоже на другие амфибии: 6 мест, 2 двигателя, поднятых на пилонах подальше от воды.

Ну и конечно же возможность взлёта и посадки и на воду, и на сушу.

-6

Самое интересное, что к этой вот "масштабной модели" начали проявлять интерес заказчики. И одним из первых был...американец. Казалось бы, в США достаточно своих гидросамолётов. Но Кент Линн из компании Sky Manor Airport проявил интерес именно к Бе-103.

Кстати, он же оказал немалую помощь в сертификации самолёта по американским правилам FAR-23.

Помимо США, эти машины успешно летают в Канаде, Европе и даже Китае.

Между прочим, обратите внимание, как он красиво летит:

-7

Самолет может перевозить 6 человек, включая пилотов. Система управления сдвоенная:

-8

Авионика позволяет выполнять как визуальные полёты, так и полёты по приборам.

Технические характеристики Бериев Бе-103

Экипаж: 1 человек;

Пассажировместимость: 5 человек

Масса пустого самолёта: 1730 кг.

Полезная нагрузка: 545 кг.

Максимальный взлётный вес: 2275 кг.

Крейсерская скорость: 235 км\ч.

Максимальная скорость полёта: 250 км\ч.

Максимальная дальность полёта: 1100 км.

Силовая установка: 2 × Continental IO-360-ES4 Мощность: 2 × 211 л.с.

Вот так "масштабная моделька" для больших мальчиков-конструкторов стала вполне самостоятельным проектом.

Подписывайтесь на канал, будет много интересного!!!