Найти тему
АПРЕЛЬ

ЧТЗ Т-800 Самый большой в СССР, России и Европе

В конце 70-х годов Челябинский тракторный завод, как лидер по разработке спецтехники в регионе, получил заказ на изготовление невиданной ранее машины. Это был вызов инженерной мысли, ведь никто в мире не собирал столь мощную гусеничную технику. При создании тяжеловеса перед конструкторами стояла задача спроектировать такого силача, который сможет разрабатывать прочные грунты, где использование взрывчатки нецелесообразно. Бульдозер Т-800 задумывался как объект двойного назначения: при необходимости он мог применяться при расчистке завалов, оперативном строительстве стратегических объектов.

И уже в 1983 году первый т-800 показали на выставке, организованной на Комсомольской площади Челябинска. Очевидцы вспоминали: интерес к гиганту был настолько велик, что образовалась очередь из желающих сфотографироваться рядом с ним.

Первый трактор Т-800, 1983 год.
Первый трактор Т-800, 1983 год.

Номинальная сила тяги — 75 тонн, максимальная — 140 тонн. Мощность двигателя — 820 л.с. Полная масса трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием — 103 тонны, 30 тонн из которых — масса оборудования. Использовалось 2 вида гусениц: для скального грунта массой 6 тонн и более широкие для суглинка массой 8 тонн.

Крещение свое прошел на строительстве Южно-Уральской АЭС. К сожалению, все работы на ЮУАЭС оказались напрасными, так как после взрыва на Чернобыльской АЭС, все работы по ее возведению оказались заморожены по сей день (но это другая история).

-2

Максимальная скорость переднего хода – около 15 км/час, реверсная чуть быстрее – 17 км/час. Так сделано специально, что бы скорость отката (холостого хода) была выше, тем самым больше времени шло на проведение полезной работы.

Средний расход топлива при полной загрузке составляет приблизительно 150 литров/час. Запас топлива в баках на борту – 2100 литров.

Для своего времени у бульдозера не было конкурентов, пока в 1991 Япония не выпустила Komatsu D575A Superdozer полной массой массой 162 тонны.

Когда о чудо-машине узнали добытчики алмазов из Якутии, они буквально взмолились: "Дайте нам ее". При добыче алмазов взрывалась порода. Жертвой технологии становились и сами драгоценные камни, на которых появлялись микротрещины, что в результате снижало их ценность. Оттого встал вопрос об альтернативных методах. Но как доставить Т-800 за тысячи километров? Железной дороги к алмазному месторождению нет. Все, как в известной песне: только самолетом можно долететь. Челябинцы, поломав головы над задачей, обратились в КБ Антонова, договорились об использовании самого мощного самолета Аэрофлота – "Антей". Но когда челябинский "малыш" заехал в лайнер, платформа не выдержала его веса. Пришлось бульдозеру ретироваться. Через месяц авиаторы прислали суперлайнер "Мрия". Однако небольшой казус случился и с ним. Когда транспортник тяжело оторвался от земли, не убралось шасси. Самолету по пути в алмазный край пришлось делать вынужденную посадку в Ульяновске, проходить незапланированный ремонт.

Т-800 готовиться заехать в "Мрию". Челябинский аэропорт.
Т-800 готовиться заехать в "Мрию". Челябинский аэропорт.

В поселок Мирный Т-800 сопровождал представитель ЧТЗ А. Потешкин. Он впоследствии рассказывал:
– В Якутии работал один карьер, где добывались алмазы. Потом там нашли второе месторождение. Решили быстро запустить его в эксплуатацию, но вот беда – ни дороги к нему, ни тропинки. Слышу: по селектору один из руководителей дает своим подчиненным задание особой важности: "Вам неделя сроку. Как хотите, а чтобы дорога была". Те возмутились в один голос: "Невозможно". Но начальник остался неумолим. Через три дня слышу новый доклад по селектору. Говорят: путь проложен. Как сумели? Запустили туда, отвечают, Т-800. Он все и сделал.

Очевидцы вспоминают это как поистине эпическое зрелище: «Т-800» упирался в скалы зубом рыхлителя и таранил их там, где никакая другая тяжёлая техника ничего поделать не могла. Громадные куски горной породы с шумом и яркими снопами искр разлетались в стороны. Больше никакой рекламы уральскому великану не потребовалось. На всех участках грандиозного строительства стали настойчиво требовать его себе в помощь.

Всего по спецзаказам в СССР было выпущено десять тракторов Т-800. Однако после перехода страны на рыночные рельсы производство гигантов прекратилось. Но в 2010 интерес к трактору снова возник, заинтересованность стали проявлять как отечественные, так и иностранные компании. При посещении завода в 2011 году, мне удалось сфотографироваться с отвалом этого гиганта.

Отвал бульдозера т-800, 2011 год.
Отвал бульдозера т-800, 2011 год.

Несмотря на то, что разработке уже больше 35 лет, морально устаревшей её назвать нельзя. Хочется верить, что они еще будут выпускаться, и будут востребованы, в том числе и на наших стройках.

Тем более что заложенные конструктивные особенности, уверяют специалисты, позволяют превратить его и в Т-1000.