Найти в Дзене
ИНОЙ ПАРАЗИТ

Один выстрел, один самолёт. Почему истребители Люфтваффе боялись лобовых атак?

Оглавление

Начало создания

Новая версия Як-9, которая была запущена в производство сразу после окончания испытаний Як-7ДИ, имела ряд отличительных особенностей. В конструкцию были внесены изменения. Теперь для производства конструкции крыльев, использовался дюраль. Таким образом, новая модель Як-9 эволюционировала среди своих предков.

Вооружение также совершенствовалось, в зависимости от разрабатываемых модификаций. Например, на Як-9П, заменили крупнокалиберный пулемёт УБС на 20-мм пушку СП-20, боекомплект которой был 175 снарядов. По сути, это усилило вооружение в два раза. Но, было по-прежнему недостаточным, ведь противник тоже не сидел на месте.

Необходим был самолёт, который мог противостоять немецким бронированным истребителям, в том числе и Me Bf-109G "Густав", с пятью стрелковыми точками.

Як-9Т вырос до Як-9К

В конструкторском бюро, появилась идея поставить на Як-9 37-мм пушку, ведь американцы проделали такое на своём Bell P-39 Airacobra. Як-9Т (Танковый) начало создания, которого было во время Сталинградской битвы, разрабатывался для уничтожения, бомбардировщиков и транспортных самолётов люфтваффе. Доведённая до ума 37-мм пушка была принята на вооружение 30 декабря 1942 года и получила название НС-37. Всё бы ничего, но при установке такой пушки, масса самолёта возрастала на 150 кг. Боекомплект составлял всего 32 снаряда, ленточного типа. Также, дополнительно был установлен один пулемёт УБС, с боекомплектом в 200-220 патронов, в том числе и с трассирующими. УБС хорошо помогал в пристрелки основного орудия.

Были и негативные моменты в эксплуатации и боевом применении Як-9Т. В частности при стрельбе из пушки НС-37, была сильная отдача, которая создавала трещины в системе трубопроводов. Поэтому, пришлось усиливать переднюю часть самолёта. Ещё конструкторам, пришлось вносить изменения в расположение пилота, место которого переместили на 400 мм назад, дабы вместить НС-37 в конструкцию самолёта. Данная модификация, была достаточно успешной, ведь по данным из исторических источников, с марта 1943 по июнь 1945, было построено 2748 Як-9Т.

НС-45

Осенью того же года, когда Як-9Т начал сходить с конвейера, была разработана более мощная авиационная пушка НС-45, калибра 45 мм. А. С. Яковлев, решил реализовать данное орудие в новой модификации Як-9К. Расшифровка обозначение Ял-9К - (крупнокалиберный). После установки НС-45, длина самолёта увеличилась на 360 мм. Як-9Т, отличался от Як-9К увеличенным баком топлива с440, до 650л. Ещё, для защиты головы пилота с тыльной части, было установлено бронестекло. А радиостанцию снабдили приёмопередатчиком.

Стрельба

НС-45, была снабжена специально разработанным дульным тормозом, но всё же, отдача от выстрела составляла 7000 кг. Можно только посочувствовать пилоту, которого трясло в кабине самолёта при стрельбе. Также, стрельба на малых скоростях и очередями, была неэффективна. Эффективность повышалась, когда пилот вёл прицельный огонь одиночными выстрелами. Если, 45-ти мм снаряд попадал в истребитель противника, то самолёт по попросту рассыпался, не оставляя никаких шансов на спасение пилоту. В боекомплект НС-45 входило 29 снарядов, один такой снаряд мог уничтожить грузовик. Существуют исторические данные, о том, что пушка НС-45 могла пробивать броню в 48 мм. По сути, Як-9Т мог уничтожить любой средний танк, а при удачном попадании даже тяжёлый танк.

За весь периода производства самолётов Як-9К, было построено всего 53 машины. Данные машины были переданы в две эскадрильи 274 ИАП и 278 ИАД. В отчётах о боевом применении Як-9К, пишут, что был произведён 51 воздушный бой, в которых было сбито 12 истребителей противника. Производство прекратили из-за конструкторских недочётов пушки НС-45.
Самолёт Як-9К в двух проекциях
Самолёт Як-9К в двух проекциях

Неизвестный бой

Группа из четырёх новеньких Як-9К истребительного полка майора Клещёва столкнулись в воздушном бою с группой немецких FW-190. Вообще, немецкие лётчики, до появления в небе подобных советских самолётов не боялись вступать в лобовую атаку, но ни в этот раз. Прошли мгновения, когда прозвучали выстрелы с обеих сторон. Немецкий лётчик был обескуражен от произошедшего на его глазах события. Истребители его трёх товарищей, были просто разорваны на кусочки от попадания в них неизвестных боеприпасов, от которых остался только тёмно-розоватый шлейф. Советские лётчики дали уйти одному из гитлеровцев, чтобы он, рассказал о случившемся. После этого, началась та самая боязнь лобовых атак немецких лётчиков.

Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!