Среди автомобилистов существует такое мнение, что двигатели малого объема ходят меньше, чем многолитровые силовые агрегаты. И на первый взгляд связь между объемом двигателя и его ресурсом проглядывается не совсем очевидная: казалось бы, как объем может влиять на ресурс? Однако связь все-таки есть, хоть и не такая очевидная.
Давайте сначала рассмотрим ситуацию, когда на один и тот же автомобиль ставятся двигатели разного объема, скажем, 1,6 и 2 литра. Таких машин полным-полно, взять хотя бы всем известный Рено Дастер. Двигатель 1,6 литра, выдающий меньшее количество лошадиных сил, водителю приходится крутить значительно больше, нежели более мощный двухлитровый агрегат. Таким образом и износ у него будет больше: ведь чем бóльшие обороты приходится держать для езды, тем сильнее изнашивается двигатель. Ситуацию, когда двигатель работает на недопустимо низких оборотах в районе 1000 об/мин, сейчас в расчет не берем – это также крайне неполезно для ресурса двигателя.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда разница есть не только в моторах, но и в самих авто. Малолитражке при моторе 1,2 вполне будет хватать той мощности, которую предлагает силовой агрегат. Мощности в три с половиной литра также будет с лихвой хватать владельцу тяжелого рамного внедорожника, для передвижения которого в пространстве требуется значительно больше энергии просто-напросто из-за большей массы. Как быть в этом случае? Ведь на первый взгляд двигатели должны иметь одинаковый ресурс – оба они работают в оптимальном режиме.
Но и тут не все так просто. Наверняка двигатель с большим объемом будет обладать бóльшим ресурсом, чем его малолитражный виз-а-ви. Двигатели с большим объемом как правило проектируются с запасом по прочности. Что я имею ввиду: с трехлитрового мотора снимают, условно, двести сил, когда могли бы увеличить степень его форсировки, и снять допустим двести пятьдесят. А вот это уже напрямую влияет на ресурс: чем менее нагруженный двигатель, тем больше он проходит. Все как с людьми...
Двигатель же малого объема просто некуда дефорсировать. Если уменьшить количество лошадиных сил, он и легкий автомобиль никуда утянуть не сможет! Так что здесь инженерам приходится поступаться ресурсом агрегата. Поэтому делаем соответствующие выводы: современный турбомотор с объемом 1,2 проживет намного меньше, чем шестилитровый американский мотор старой конструкции.
А вы что думаете по этому поводу? Согласны ли с мнением редакции "Тяжеловоза"? Если нет – пишите, все обязательно обсудим.