Система гидроусилителя руля (ГУР) дополняет прилагаемые водителем усилия, обеспечивая дополнительную мощность при повороте руля, делая машину легче в управлении. ГУР помогает уменьшить толчки при езде по плохой дороге. Эту систему включают в стандартную комплектацию все большего количества машин. В системе ГУР движение рулевого колеса усиливается гидравлическим насосом и поршнем, встроенным в рулевую рейку или коробку.
Хотя шестереночный механизм в механической рулевой системе значительно помогает водителю, рулевое колесо может быть трудно поворачивать, особенно если это большая тяжелая машина с передней компоновкой двигателя. ГУР помогает водителю, делая машину легче по ощущениям водителя и намного легче в управлении. Все системы усилителя руля — гидравлические. Насос, приводимый в действие блоком и ремнем, под давлением подает жидкость в рулевую рейку. Когда рулевое колесо поворачивается влево или вправо, оно открывает соответствующий клапан, который пропускает жидкость, нажимающую на поршень. Дополнительное давление от поршня усиливает движение рулевой системы при повороте руля водителем.
Гидроусилитель также позволяет уменьшить «отдачу» (толчок), которую чувствует водитель, наезжая на крупную рытвину или когда лопается шина. Однако он также уменьшает обратную связь, то есть уменьшает чувствительность водителя к дороге. ГУР — это система с дублированием, то есть при ее отказе водитель все еще сможет управлять машиной, хотя она и будет ощущаться намного более тяжелой и требовать больших усилий. Увеличится также и люфт.