Найти тему
AutoHS - история автомобилей

«Вмешалась война»: малоизвестные грузовики ЗИС и ГАЗ, которые не пошли в серию

Если вспоминать наши двоенные грузовики, то в голову сразу приходят ГАЗ-АА и ЗИС-5. Автомобили неплохие, но к началу войны уже порядком устарели. Инженеры хорошо это понимали, и готовили им замену, но в планы вмешалась война.

ЗИС-15

ЗИС-15
ЗИС-15

Первый прототип перспективного грузовика, создан на Московском автозаводе в 1937 году. Машина под названием ЗИС-15, представляла собой двухосный бортовой грузовик с совершенно новой кабиной. Трехместная, цельнометаллическая с обтекаемым оперением, эта кабина, была не хуже импортных аналогов!

По технической части изменения были не такие революционные. Путем замены карбюратора на более производительный и увеличения степени сжатия, мощность мотора поднялась до 82 л.с. Механическая КПП перекочевала с предшественника, появился вакуумный усилитель тормозов, был установлен бензобак на 100 л.

Эскиз ЗИС-15
Эскиз ЗИС-15

По сравнению с ЗИС-5, на ЗИС-15 колесная база была увеличена на 290 мм. Рама усиленная, стальная с толщиной листа в 6 мм, позволила увеличить грузоподъемность до 3,5 тонн. При эксплуатации на дорогах с хорошим покрытием, допускалась нагрузка в 5 тонн.

В 1939 году, были собраны еще 2 прототипа. Они имели увеличенную до 4,4 м колесную базу. Немного позднее, был изготовлен еще один экземпляр. Он имел форсированный до 90 л.с. двигатель и новую 5-ступенчатую коробку передач.

ЗИС-15 во дворе завода
ЗИС-15 во дворе завода

На ЗИС-15 возлагались большие надежны. Кроме бортового грузовика предполагалось пустить в производство, целую линейку машин. В том числе полноприводные, трехосные, автобусы и т.д.

Но планам так и не было суждено осуществится, началась война и завод продолжил выпуск технически более простого ЗИС-5. Однако наработки не пропали даром, после войны они пригодились при создании ЗИС-150.

ГАЗ-11-51

ГАЗ-11-51 на заводе
ГАЗ-11-51 на заводе

На Горковском автозаводе то же времени зря не теряли. В том же 1939-м, на предприятии велись работы над новым 2 тонным грузовиком. Машину назвали ГАЗ-11-51.

Как и ЗИС-15, горьковская "двухтонка" получила цельнометаллическую кабину. На мой субъективный взгляд, она выглядела даже получше.

Очень симпатичный грузовик, не так ли?
Очень симпатичный грузовик, не так ли?

Кроме того, на ГАЗ-11-51 устанавливался мотор ГАЗ-11, мощностью 76 л.с. Он представлял собой лицензионную копию мотора Dodge D5. Двигатель мог похвастать, передовой конструкцией и хорошей надежностью. Рама и подвеска ГАЗ-11-51 была усилена. КПП, задний мост и тормозная система позаимствованы у ГАЗ-АА.

Это был большой шаг вперед. Машина получилась, быстроходной и комфортной. В серию она должна была пойти в 1942 году.

Как бы сложилась судьба отечественного автопрома, если бы эти машины пошли в производство вовремя. Как Вы считаете? Напишите в комментариях. А если понравилась статья, не забудьте поставить палец вверх 👍 и подписаться на канал. Спасибо)

Читайте также:

«Украинец», 66А и другие малоизвестные автомобили ГАЗ

«Тупиковая ветвь»: история провала вездеходов ЗИС и ГАЗ

Неудачные и неизвестные грузовики завода ГАЗ