Для кого-то экономить — значит на время отказаться от дресс-шоппинга, пенных вечеринок и вечерних ужинов в ресторанах с мидиями и лобстерами.
Другие думают о дешёвых полуфабрикатах, лапше быстрого приготовления, одежде из секонд-хенда и острой необходимости дожить до следующей стипендии.
Есть и третья категория — экспериментаторы. Эти люди специально загоняют себя в рамки жесточайшей экономии, пытаясь проверить, можно ли отдыхать на черноморском побережье на 5000 рублей, работать в Москве за 10000, путешествовать по России на три. Или жить в Ставрополе на одну.
Таким экспериментатором стал и я — правда, всего на неделю.
По условиям «игры», мне пришлось избавиться от всех имеющихся в доме продуктов — или просто не использовать их.
Разрешалось оставить средства личной гигиены — зубную щётку, пену для бритья, стиральные порошки, туалетную бумагу, мыло. В тысячу рублей входил и проезд на общественном транспорте.
День первый. Решимость и самоуверенность.
Экономия — не время для спонтанных решений и необдуманных покупок. Принцип: «хочу эту шоколадку — и куплю её» здесь не сработает», — думаю я и сразу же составляю "план выживания". В него входят дешёвые пельмени, сосиски, макароны, овсяная каша, соль, сахар, чай и другие необходимые продукты.
Решимость очень сильна, поэтому сразу «отрезаю» любые дополнительные вкусности — майонез, печенье, даже хлеб. Первый ужин в рамках новой «диеты» состоит из сухих пельменей с пакетированным чаем. Вкусно? Конечно, нет. Экономно? Безусловно, да.
Потрачено за первый день: 322 рубля
Остаток: 678 рублей
День второй. Самый вкусный рассольник в мире.
На завтрак — простенькая овсянка из ближайшего гипермаркета. Насыпаю кашу в тарелку, заливаю кипятком, накрываю крышкой, жду пять минут —получается сытно. Раньше думал, что без дополнительной закуски овсянкой особо на наешься.
Остаются ещё несколько одноразовых пакетов с кашей — по 10-15 рублей каждый. Можно было найти и дешевле, но тогда овсянку пришлось бы варить. Делать это неохота даже в условиях тотальной экономии.
Ближе к обеду решаю отправиться в столовую. Ланч получается скудным: ни котлет, ни салата, ни сосисок в тесте с мясными пирожками.
Смущённо спрашиваю у повара: «Какие у вас самый дешёвый суп и напиток?» и беру рассольник с компотом из сухофруктов. Женщина на кассе смотрит с сочувствием.
Рассольник кажется самым вкусным в мире. Двухдневная экономия и разгулявшийся аппетит уже дают о себе знать.
На ужин — сосиски с макаронами. Без хлеба и сметаны. Настолько невкусно, что воля к тотальной экономии в этот же вечер ломается с хрустом. «Так больше жить нельзя», —думаю я перед тем, как лечь спать.
Потрачено за второй день: 72 рубля
Потрачено всего: 394 рубля
Остаток: 606 рублей
День третий. Халява, приди.
Утренняя овсянка вновь «заходит» как надо. Вкусно и без чувства голода до самого обеда.
Везёт. Еду по работе в один из районных колхозов, где для прессы накрывают большой стол с сардельками и бутербродами. Для обычного человека — скромный перекус. Для журналиста-экспериментатора — реальный способ дожить до ужина.
Без зазрения совести стараюсь впихнуть в себя столько бутербродов, сколько смогу.
Пожёвывая колбасу, задумываюсь о влиянии халявы на ход эксперимента.
Нельзя тратить много денег, однако пользоваться помощью друзей, родственников и коллег никто не запрещает.
Надо соглашаться если кто-то захочет накормить супом, пригласить на пиццу или порадовать шоколадкой, — понимаю я.
Потрачено за третий день: 39 рублей
Потрачено всего: 433 рубля
Остаток: 567 рублей
День четвёртый. Волшебная сила майонеза.
Беру в магазине большую пачку майонеза. Покупка полностью оправдывается: пельмени и сосиски становятся вкуснее.
К вечеру настроение улучшается настолько, что отправляюсь заниматься спортом на ближайшую воркаут-площадку.
Много хожу пешком, автобусами и троллейбусами почти не пользуюсь.
Гулять по утреннему Ставрополю — большое удовольствие, тем более дорога до офиса занимает от силы часа полтора. Возвращаюсь тоже на своих двоих: это помогает собрать мысли в кучу и улучшить настроение после тяжёлого рабочего дня.
Начинаю поглядывать в сторону кондитерских изделий и печенья. К счастью, пока ещё хватает благоразумия их не покупать.
Потрачено за четвертый день: 0 рублей
Потрачено всего: 433 рубля
Остаток: 567 рублей
День пятый. Преступление и наказание.
Подумываю пригласить девушку в кафе. Потом вспоминаю: даже лишняя чашка чая будет королевской роскошью, и решаю не позориться.
Всё же хочется сделать что-то новенькое, внести «свежую струю» в эксперимент.
Как насчёт лапши быстрого приготовления? Её не просто так считают главным студенческим блюдом. Стоит попробовать. И сладких яблок тоже хочу, — думаю я.
Лапша полностью разочаровывает: невкусно, дорого и вредно для желудка.
А три яблока, хоть и оказываются сладкими, обходятся в 75 рублей и слишком сильно бьют по недельному бюджету.
Подсчитав вечером деньги, понимаю, что в оставшиеся два дня придётся максимально «затянуть ремешки». Никаких больше резких решений, никаких экспериментов. Только суровое выживание.
Потрачено за пятый день: 143 рубля
Потрачено всего: 576 рублей
Остаток: 424 рубля
День шестой. На исходе.
Говорят, утопающие особенно остро ощущают нехватку кислорода, когда плавают у самой поверхности. Так и с «диетой»: хочется пожарить себе мяса, наесться сладостей или купить шаурмы из забегаловки напротив. Особенно когда это делают твои коллеги.
Завтрак состоит из двух варёных яиц, обед — из простеньких блюд в столовой.
Всё вроде идёт по плану, а вот к ужину психую и варю сразу четыре сосиски вместо двух, расходуя весь оставшийся майонез. Наконец-то наедаюсь. В холодильнике уже нет почти ничего съедобного.
Потрачено за шестой день: 135 рублей
Потрачено всего: 711 рублей
Остаток: 289 рублей
День седьмой. Разгрузочный.
Пересчитываю деньги и понимаю, что остались больше 250 рублей. Достаточно для того, чтобы сытно позавтракать, устроить хороший обед в столовой и спокойно прожить заключительный день.
Правда, на ужин всё равно идут пельмени — в последний вечер решаю не рисковать и подстраховываюсь на случай непредвиденных трат.
Потрачено за седьмой день: 160 рублей
Потрачено всего: 871 рубль
Остаток: 129 рублей
Ради выживания в «суровую неделю» автору этих строк пришлось отказаться от разнообразия в покупках, приобретать самые дешёвые товары, по два раза заваривать чайные пакетики и ограничивать себя почти во всём.
Однако каждый день у меня были завтрак, обед и ужин, причём я редко чувствовал голод и продолжал заниматься спортом.
Несмотря на успешный результат эксперимента, повторять его никому не рекомендую.
Старайтесь зарабатывать побольше денег, вести здоровый образ жизни, есть правильную еду. И, конечно, по возможности экономьте — но в более разумных пределах.