Мотоспорт однозначно занимал важное место в советское время, и для этой ниши было необходимо производить соответственную технику. Как правило спортивные кроссовые мотоциклы производил едва ли не каждый производитель мотоциклов на территории СССР, да и за ее пределами. Но все же ижевских мотоциклов было больше, хотя стоит отметить что они были не самыми лучшими, например серпуховские "Восток" и ковровский "СК" были более технологичны и конкурентоспособными.
История кроссовых мотоциклов из Удмуртии крайне богата и интересна, поэтому ее невозможно охватить в паре-тройке статей, и пожалуй стоит начать с самых истоков. Как известно началу массового производства мотоциклов в Удмуртии началось с "ИЖ- 350", а вот следующая модель "ИЖ -50" стала основой для первых спортивных мотоциклов "ИЖ- 50А" и "ИЖ- 50Б". Первый- кроссовый, второй для многодневок, стоит отметить что это два основных класса спортивно кроссовых мотоциклов который создавали в Ижевске на протяжении всего времени. Кроссовый был максимально облегчен, минимум электроники, максимум мощности, у многодневки все тоже самое, кроме наличия светотехники и немного измененной коробки передач, которая была более скоростной.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ-50А
Годы выпуска 1955
Объем цилиндра,см 346
Количество цилиндров
Мощность двигателя, л.с 16
Число оборотов, мин 4500
Число передач 4
Максим. скорость, км\час 120
Емкость бака, л 17
Сухой вес, кг без коляски 162
База, мм 1360-1420
Дорожной просвет, мм 140
Охлаждение двигателя воздушный, двойной, возвратный, продувной
Размеры шин, диаметр и ширина в дюймах 19*3,25
Мотоцикл получился довольно удачным и получил дальнейшее развитие в виде ИЖ-50М и ИЖ-51, главной отличительной особенностью этой пары стал нагнетатель топлива, который состоял и поршня связанным с колнечатым валом мотоцикла. При работе основного поршня нагнетатель увеличивал объем камеры, так как производил движение вниз, в то время как основной поршень вверх, что естественно давало прирост мощности за счет большего давление и количества смеси. Степень сжатия повысилась до 9.
Следующей кроссовой моделью стал ИЖ 55К, так как предыдущие 54, 54А и ИЖ-54С2 были созданы для шоссейно кольцевых-гонок, и были достаточно скоростными мотоциклами. 55К стал мощнее, развивал мощность уже до 18 л.с. за счет форсировки двигателя, ходовая практически не изменилась, улучшили очистку воздуха, зажигание, защиту впуска от воды, новые задранные вверх глушителя и "мощная" резина.
ИЖ-57, последний из серии 50-х, внимание было уделено на повышении надежности, новой кроссовой подвеске, которая обеспечивала устойчивость при большом рабочем ходе.
Это малый кусочек начала истории кроссового класса мотоциклов в Ижевске, так же стоит отметить что индекс мотоцикла привязан к году его выпуска, а про следующие модификации мы поговорим в следующей статье, а пока рекомендую почитать статьи:
Самые красивые мотоциклы СССР
Мелкосерийный мотоцикл [Восход СК-7]
Лчший из отечественных или очередная ошибка? [УРАЛ -СОЛО 8.123]
Мотоцикл двойного назначения «Десна 220»
Редчайший Восход 200
Актуальны ли отечественные мотоциклы в 2019?