Оно и понятно. Автозаводу необходимо было держаться на плаву. Выпуск традиционных моделей это конечно хорошо. Но не стоит забывать и о потребителях. Которым, порой, необходимы какие-то конкретные технические решения. Эксперименты в в области постройки новых моделей УАЗ проводил чуть-ли не с самых первых лет постройки завода. Но время шло, мир менялся. Кстати, о некоторых из них вы можете прочитать в статьях на канале. Здесь про УАЗ-456, перспективный тягач, грузовик и не только. Когда наступили 1990-ые, то всплеск выпуска новых перспективных модификаций только возрос. Трудились над ними и различные частные компании. Статья про УАЗ-31512 (от фирмы ЛЛД) тому пример. Это к чему? УАЗ-2315 тоже был выпущен как раз в этот период времени, а если быть точным то в 1996 году. Отсылок к статьям ещё будет несколько, так что приготовьтесь...
С виду обычный УАЗ. Привычная компоновка машины и внешний вид. Она целиком взята с модели УАЗ-3303. Кабина была немного изменена. Она стала укороченной и вмещала теперь двух человек. Сзади за сидениями водителя и пассажира располагалось небольшое пространство для перевозки личных вещей или инструмента. В остальном она прежняя внутри. Панель приборов, рулевая колонка, педальный узел и рычаги кпп и раздаточной коробки - всё в привычных местах. Капот, крылья, двери без изменений. остались на прежних местах и крышки, закрывающие горловины топливных баков. Кстати они спрятаны под кабину частично. Практичное решение, меньше грязи.
Классические мосты, рессоры. Но самое интересное - это задняя часть машины. Грузовая платформа не совсем обычная. Борта идут практически вровень с кабиной, да и они выполнены из металла. В то время как заводские грузовые УАЗы выходили с комбинированными бортами платформы (металлический каркас и деревянные вставки). Кузов установлен на отдельном подрамнике и всё это указывает на то, что модель УАЗ-2315 ничто иное как самосвал. Что правда, то правда. Под платформой даже установлен масляный бак гидравлического привода. Здесь не обошлось без вмешательства стороннего предприятия. Ульяновский автомобильный завод (они выпускали к примеру ещё модели самосвалов ГАЗ) разрабатывал самосвал не в одиночку, а при участии Саранского завода автосамосвалов. Именно они и изготовили эту малую самосвальную платформу. Вопрос возникает: благодаря чему поднимался кузов? Была установлена коробка отбора мощности, которая работала от механической коробки передач УАЗ. Коробка отбора мощности и приводила в действие гидравлический насос системы гидроподъемника.
На фотографиях вы чаще всего увидите УАЗ-2315 с тентом поверх платформы. Никто вообще ведь не запрещает его устанавливать. Поэтому можно было не использовать машину как самосвал, а применять его в качестве доставки любых других грузов (несыпучих). Тент при необходимости можно было без труда демонтировать, задний борт откидывающийся, можно что хочешь загрузить. Кстати, машина получила увеличенную колёсную базу (до 2 550 мм). Рама потеряла в жёсткости, хотя была усилена. Не забывайте, что УАЗ - это полноприводный автомобиль. А значит и самосвал тоже можно было эксплуатировать в условиях вне дорог. Собственно для этого он больше и подходил. На модификацию установили более мощный двигатель УМЗ мощностью 100 л.с. Карбюраторный двигатель, конечно, в те времена вполне надёжный вариант. Потреблял самое дешёвое, низкооктановое топливо А-76 (АИ-80). Хотя и довольно много, расход мог составлять 18 литров на 100 км, а на бездорожье ещё и возрастал. Но сам агрегат был проверен несколькими поколениями автомобилистов, не представлял особо сложности в обслуживании и ремонте. Равно как и другие узлы уже знакомого советского (российского) внедорожника.
УАЗ-2315 стал собираться с 1997 года малыми партиями. Не сказать, что машина снискала большой успех. Однако, в 1990-ые годы остро стоял вопрос о создании небольших грузовиков для частных предприятий. Поэтому эту проблему пытались решить все автомобильные заводы. Так, в 1995 году появилась знаменитая Газель (ГАЗ-3302), на базе вазовских машин собирали лёгкие коммерческие пикапы и фургоны, даже, ещё держащийся на плаву, Москвич выпустил модель 2335. Поэтому Ульяновский автозавод отставать не хотел. Вообще вектор они выбрали верный. Такие грузовики стали бы верными помощниками в торговле и сельском хозяйстве, где нужно порой немало сделать и проехать немало километров по полям, лесам и джае болотистой местности. Ведь кроме грузовой платформы, груз можно было разместить и на прицепе. УАЗ-2315 мог буксировать прицеп, используя даже штатно установленное тягово-сцепное устройство, полной массой до 1 300 кг. Что уже довольно много.
Производство не сумело выйти на приемлемый уровень. Несколько образцов, а также выпущенные под заказ автомобили сегодня уже и не встретить на дорогах. В музее Ульяновского автомобильного завода есть один из более поздних экземпляров УАЗ-2315, правда чуть-чуть более усовершенствованный. Хотя, как показало время, коммерческие грузовики станут ведущим направлением завода УАЗ. Потом позднее был налажен выпуск УАЗ Карго, а сегодня уже выпускают лёгкий грузовик УАЗ Профи. Но, наработки в этой области стали обозначаться как раз после 1996 года.
Далее будет ещё много интересных статей про прототипы и мелкосерийные модели УАЗов. Читайте на канале...
Интересные статьи:
УАЗ-456
УАЗ-31512
Москвич-2335
ГАЗ-САЗ-3531
РАФ-2203
ГАЗ-66
КаВЗ-685