Найти тему
машина

На Тонаре сделали новый 60-тонный самосвал

Все-таки удивительное предприятие, этот Машиностроительный завод «Тонар»: есть ли в мире еще хоть один пример такого, чтобы фирма, начавшая с изготовления прицепов к легковым автомобилям и торговых ларьков, через два десятка лет уже строила карьерные самосвалы собственной конструкции?! Сегодня на производстве находятся две модели самосвалов. Вот так выглядит 45-тонный Тонар-45251, выпущенный уже в количестве нескольких десятков экземпляров:

А вот так – новый 60-тонный Тонар-7501:

-2

Первый образец 60-тонника сделали ровно год назад, весной 2018 года. А в конце мая 2019-го отгрузили второй, немного доработанный, который и показан здесь на фото. Ключевая доработка – переход на резину большей размерности: 18,00R25 вместо прежней 16,00R25 (шины, разумеется, китайского производства – фирмы LingLong).

-3

Одновременно некоторому усилению подверглась задняя подвеска. Она тут, к слову, крайне необычная: в ней нет привычных рессор, пневмобаллонов или гидропневматических стоек. Роль упругого элемента исполняют… обычные резиновые подушки, только очень массивные! По заказу «тонаровцев» эту простую и надежную подвеску разработал для них инженер из Австралии.

-4

Как ни странно, демпфирующих способностей у такой подвески вполне достаточно, тем более что у самосвала дополнительно подрессорены и кабина (у нее своя пневматическая подвеска, дополненная гидравлическими амортизаторами), и водительское сиденье (оно тут весьма «породистое», фирмы Grammer).

-5

Но вернемся к рассказу о новшествах. Второе важное изменение – задний борт грузовой платформы теперь получил пару гидравлических цилиндров для принудительного открывания перед разгрузкой.

-6

А еще очередной переделке подвергся интерьер кабины, став более удобным для водителя: поменялось расположение кнопок и указателей на панели приборов, в дополнение к стрелочным приборам (которых тут целых восемь штук!) появились еще и электронные дисплеи с указанием температур масла и охлаждающей жидкости, ближе к водителю переехал рычажок включения ретардера.

-7

Пульт управления автоматической коробкой передач Allison переместился назад, на корпус большого вещевого ящика между сиденьями: благодаря этому значительно упростился переход по кабине от водительского кресла к пассажирскому и обратно.

-8

Как и первый образец, самосвал Тонар-7501 с порядковым номером 002 отправился работать на угольный разрез в Кемеровскую область, где на сегодняшний день сложилась самая крупная популяция карьерных Тонаров – как старых бескапотных, так и новых капотных. Доставка машин к месту эксплуатации осуществляется в частично разобранном виде: демонтаж отдельных узлов осуществляется прямо на уличной площадке завода при помощи подъемного крана на базе старенького КрАЗа. Кстати, обратите, как КрАЗ – машина сама по себе весьма массивная – скромно смотрится на фоне Тонара:

В качестве еще одно габаритного ориентира на этом фото можно использовать магистральный тягач Volvo FH с большой кабиной Globetrotter – его как раз видно в воротах внутри цеха рядом с самосвалом
В качестве еще одно габаритного ориентира на этом фото можно использовать магистральный тягач Volvo FH с большой кабиной Globetrotter – его как раз видно в воротах внутри цеха рядом с самосвалом

А вот еще один хороший кадр для понимания размеров машины – Тонар-7501 рядом с человеком:

-10

Ну и в качестве бонуса – еще несколько кадров с деталировкой уже собранной машины и пара фотографий из цеха с процесса сборки самосвалов.

Передняя подвеска на Тонаре-7501 более традиционная: балка оси подвешена на продольных рессорах, работающих совместно с пневмобаллонами. А еще обратите внимание на рулевое управление – оно здесь гидростатическое, без привычной обратной связи на руле: для тихоходной техники, коей являются «карьерники», это вполне приемлемое решение
Передняя подвеска на Тонаре-7501 более традиционная: балка оси подвешена на продольных рессорах, работающих совместно с пневмобаллонами. А еще обратите внимание на рулевое управление – оно здесь гидростатическое, без привычной обратной связи на руле: для тихоходной техники, коей являются «карьерники», это вполне приемлемое решение
Необычное решение, которое не применяется на обычных дорожных самосвалах: гидроцилиндры подъема платформы у Тонара закреплены почти вертикально снаружи лонжеронов рамы. А «шкаф» с левой стороны – это защищенный от повреждения падающими кусками породы топливный бак
Необычное решение, которое не применяется на обычных дорожных самосвалах: гидроцилиндры подъема платформы у Тонара закреплены почти вертикально снаружи лонжеронов рамы. А «шкаф» с левой стороны – это защищенный от повреждения падающими кусками породы топливный бак
Недавно на самосвалах Тонар внедрили новую особо мощную систему обогрева платформы, в которой часть внешней обшивки газовых каналов выполнена из нержавеющей стали. По этой причине на кузове даже появились соответствующие предупреждающие наклейки: «Осторожно! Горячая поверхность»
Недавно на самосвалах Тонар внедрили новую особо мощную систему обогрева платформы, в которой часть внешней обшивки газовых каналов выполнена из нержавеющей стали. По этой причине на кузове даже появились соответствующие предупреждающие наклейки: «Осторожно! Горячая поверхность»
Опрокидывание платформы осуществляется при помощи джойстика, установленного с левой стороны от водительского сиденья
Опрокидывание платформы осуществляется при помощи джойстика, установленного с левой стороны от водительского сиденья
Учитывая необходимость работы в условиях постоянной сильной запыленности, карьерные Тонары оснащаются мощной системой очистки воздуха, поступающего в двигатель: фильтры спрятаны в здоровенный кожух, занимающий почти все свободное пространство справа от капота. Рядом с ним виден топливный бачок для автономного подогревателя
Учитывая необходимость работы в условиях постоянной сильной запыленности, карьерные Тонары оснащаются мощной системой очистки воздуха, поступающего в двигатель: фильтры спрятаны в здоровенный кожух, занимающий почти все свободное пространство справа от капота. Рядом с ним виден топливный бачок для автономного подогревателя
В верхней части облицовки радиатора смонтированы мощные световые балки; над ними приветственно поднял лапу медведь – фирменный знак Тонара. Кстати, 70 лет назад очень похожими фигурками были украшены советские грузовики марки ЯАЗ – помните?
В верхней части облицовки радиатора смонтированы мощные световые балки; над ними приветственно поднял лапу медведь – фирменный знак Тонара. Кстати, 70 лет назад очень похожими фигурками были украшены советские грузовики марки ЯАЗ – помните?
И ведущие мосты, и передние управляемые оси Тонару поставляет китайская компания Shaanxi Hande Axle. На заднем плане видно шасси 45-тонного самосвала Тонар-45251 в процессе сборки
И ведущие мосты, и передние управляемые оси Тонару поставляет китайская компания Shaanxi Hande Axle. На заднем плане видно шасси 45-тонного самосвала Тонар-45251 в процессе сборки
Когда погода позволяет, рихтовку сваренных кабин ведут прямо на улице
Когда погода позволяет, рихтовку сваренных кабин ведут прямо на улице
А это – окончательная сборка кабин после окраски в цехе
А это – окончательная сборка кабин после окраски в цехе

Спасибо за внимание, не забывайте ставить "лайк" и подписываться на канал, если материал вам понравился! А про более ранние модели самосвалов Тонар можно почитать ТУТ