Статья о шагающих экскаваторах вывела меня на детективную историю, расследовать которую пришлось в Интернете, потому как ленив нынче автор и не хочет тащиться в библиотеку. Собственно сама статья, которую я таки дописала, находится тут. А вопрос, который привёл меня к созданию данного материала звучит так: "Какое предприятие СССР выпустило первый шагающий экскаватор?"
Версия #1
В интернете широкую известность приобрела версия о том, что Уралмашзавод во главе с главным конструктором Сатовским Борисом Ивановичем выпустил первый шагающий экскаватор.
"..правительство в начале 1948 г. поставило вопрос о создании производства шагающих экскаваторов и Министерство тяжелого машиностроения стало склоняться к Новокраматорскому машиностроительному заводу, вновь сыграл свою роль бойцовский «сатовский» характер.
Борис Иванович и его сподвижники доказали в министерстве перспективу и выгоду для страны именно уралмашевского варианта.
- Хорошо, - сказали им, наконец. - Хорошо, - и, не дрогнув, установили срок работы в 8 месяцев, хотя требовалось минимум три года. Возможно, думали, что уралмашевцы откажутся. Но все-таки, сработала закваска военных лет.
- Расчеты только по электродвигателям займут несколько месяцев, - стал считать Сатовский. - Столько же займет расчет и проектирование стрелы, столько же - платформы. А всего деталей в машине более двадцати тысяч. Ну что же! - и он опять принимает истинно «сатовское» решение. - Будем вести проектирование одновременно в нескольких группах - каждая по своему профилю!
И совсем не было ему дела, что никто никогда машины так не проектировал - это ведь не полотно железной дороги, где шпалы, рельсы и сама колея везде одинаковы. Это машина, где маленькая ошибка в расчете одной детали загубит всю машину.
- Никто не делал, а мы будем делать! - решил он. - И чтобы уложиться в срок, чтобы выиграть время, делать будем без эскизного проекта. Вот основные параметры экскаватора: объем ковша 14 кубов, длина стрелы – 65 метров, общий вес 1100 тонн." [1]
Автор Лев Сонин. Аналогичную версию практически теме же словами излагает и Сергей Агеев. Очевидно, что оба автора работали с одними и тем же источниками. У Сергея Агеева вообще очень много различных публикаций по истории УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения или "Уралмаш"). Конкретно про сроки изготовления шагающего экскаватора он пишет:
"21 декабря 1949г. детали первого шагающего экскаватора более чем на 100 платформах были отправлены на строительство канала Волга-Дон". [2]
Первый экскаватор Сатовского получил обозначение ЭШ 14.65. По данным сайта http://www.techstory.ru введён в эксплуатацию в 1950г.
Версия #2
На сайте этого самого конкурента Уралмаша - Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) написана фраза
"Серийное производство первого в СССР шагающего экскаватора-драглайна ЭШ-1 на НКМЗ было организовано ещё в 1948г." [3]
Эту же информацию подтверждает источник: Александров И.В., Михайлов Н.А., Дзержинский В.А. НКМЗ –70: от идеи до реализации на рынке // Горный журнал,No8,2004. –С 21–27.
Версия #3
Каково же было моё удивление, когда я увидела и третью версию.
Перепечатываемая всеми статья, принадлежащая видимо Владимиру Перелыгину ( к.т.н., горному инженеру), под названием "Заря отечественного экскаваторостроения" содержит фразу:
"История шагающих экскаваторов началась с ЭШ-1 (ковш 3,4 м3), изготовление которого освоил в 1946 г. РМЗ «Копейский». Длина стрелы – 38 м, масса – 165 т. В 1949 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР начались работы по созданию ЭШ-14/65 на Уралтяжмаше и мощных вскрышных лопат ЭГЛ-15 на Новокраматорском машиностроительном заводе (НКМЗ). В таких машинах остро нуждались развивающиеся карьеры и разрезы страны". [4]
Поэтому я решила зайти на сайт РМЗ "Копейского" и действительно:
" 1948г. - На заводе собран первый в Советском Союзе шагающий экскаватор ЭШ-1". [5]
Хм...интересная ситуация получается. Если у кого-то есть какие-то мысли - делитесь. Могли конечно ЭШ-1 собирать на двух заводах, но кто курировал проект, кто был главным инженером? Должно было быть в этом проекте головное предприятие. История с "Уралмашем" вообще непонятна.
Библиография:
(1) Сонин, Л. Шаги судьбы Сатовского и его учеников / Л. Сонин // За тяжелое машиностроение.-2003.- №31.- С.5, №32.- с.5
(2) Агеев, С. С. Хроника становления Уралмаша
(3) Официальный сайт НКМЗ
(4) Заря отечественного экскаваторостроения
(5) Официальный сайт Копейского машиностроительного завода
Ставьте "лайк", тогда сможете чаще видеть этот канал в ленте персональных публикаций. За подписку отдельное "спасибо", она приближает меня к Нирване.