Найти в Дзене
А мы и не знали

Вопрос колёс не так уж прост!

Оглавление

Все лучшие изобретения сделаны на стыке необходимости и лени. В транспортировке грузов люди тоже всегда делали, как проще. Носили, повесив мешки на шею и плечи; вьючили на животных, грузили на плот или лодку.

Плот вообще стал первым транспортом, плывшие по воде. Сани – тот же плот, скользящий на полозьях по снегу, то есть по замёрзшей воде. По земле таскали груз на лёгких волокушах из веток деревьев, и, наконец, изобрели колёсную повозку. Которая, по сути, те же сани, только на колёсах.

Трудности с колесом

Сначала колёса были сплошные. Их сколачивали из нескольких обрезанных досок. Потом догадались околачивать по ободу деревом или медной шиной. Наконец, изобрели ступицу и спицы. Такие колёса – уже вещь технологически сложная!

Надо изготовить ступицу, затем спицы, каждую вручную. Собрать из кусочков обод. Спицу вбить в ступицу; а с другого конца – в обод. Чтоб на таком ездить – на обод надо ставить железную шину, иначе колесо развалится через сто метров.

А ось? Если она деревянная, то телега сгорит. Ведь трением дерева о дерево добывали огонь. Ось делали из металла, и ступицу изнутри обивали металлом, так, чтобы пара металлов имела низкий коэффициент трения. Например, железо прекрасно скользит по бронзе.

Остаётся придумать смазку и соединить всю конструкцию с кузовом.

Ах, да, надо же ещё сделать этот кузов! Из брёвен, не имея пилы…

По опыту наших дней, масса телеги составляет 250-300 кг, а в старину, когда доски выстругивали вручную, наверняка была больше. Два-три пассажира добавляют 150-200 кг. Плюс, учтите вес груза. Таким образом, около тонны давит на две оси! Каково?

А ещё надо понимать, что не везде поездишь на такой телеге. В степи или саванне, по крепкой дернине – за милую душу. А в лесах все колёсья переломаешь, едва тронувшись с места, а в глине увязнешь…

Изобретение ступицы, колеса со спицами и металлической оси – это был технический прорыв, сравнимый с появлением авиации в начале ХХ века. Но мы сейчас не наблюдаем по самолёту в каждом дворе! Аналогично, и телеги были редкими и дорогими.

Наука история, надо сказать, так и не решила «колёсного» вопроса. Нет описания технологии изготовления старинных колёс. Нет понимания, как инструментами медно-каменного века можно было их изготовить. Иногда называют колесом нечто с четырьмя спицами, имеющееся на некоторых старинных рисунках, но передвигаться на таком нельзя; это изображение Солнца для религиозных обрядов, не более того.

Если верить историкам, люди то катаются на цельном деревянном колесе, то вдруг на колесе со спицами, то непонятно почему возвращаются к цельной деревяшке. В самом деле: от Тихого океана до Пиренеев найдены колёса со спицами, которые археологи датируют 2-м тысячелетием до н.э. А татаро-монголы XIII века опять якобы пересели на колёса из сколоченных досок, и покорили весь мир… Непонятно.

Древние «тачанки»

Наличие описаний и древних рисунков малоазиатских боевых колесниц – это исторический факт, с которым нельзя не считаться. Но нельзя забывать и о том, что при отсутствии железа такие изделия не могли быть крепкими. Реконструкции нашего времени показывают, что чаще всего ломался нижний изогнутый конец дышла, где он выходит из-под кузова. Из-за жёсткого сцепления дышла и кузова резкие повороты грозили опрокидыванием повозки. Колёса на марше и в ходе боя застревали в неровностях почвы.

А враг наверняка подбрасывал под колёса всякие предметы! А тут и там валялись убитые и раненые! Какие уж тут скоростные налёты.

Скорее всего, колесницы в боевых действиях использовали по принципу тачанки. Выстроившись в линию, колесницы неспешно трусили в сторону врага. Поворачивали по широкой дуге, затем одна за другой они шли вдоль порядков противника, а стоявшие в них бойцы обстреливали врага из луков. Когда стрелы кончались, эти античные тачанки неспешно ехали обратно. Потребности в больших скоростях, ломающих колеса, вообще не было!

Кроме того, возможно, боевых колесниц было не так уж и много в истории. Не зря в египетских записях о пленных колесничих сообщали отдельно, как о редкой добыче. А уж сколько с них понаделали рисунков, это совсем другая история.

В «Махабхарате» описаны бои колесниц между собой. Тоже непонятно, кто писал, и с какой степенью знания предмета. Соблюдать строй в таких боях было невозможно, руководить колесничими в сражении, из-за пыли и грохота, тоже.

А ещё колесницы применяли для преследования разбитого и бегущего врага.

Так что вопросов больше, чем ответов. Нужно проводить эксперименты.

Колесо на Руси

Колесо у нас придумали очень давно. Об этом говорит хотя бы то, что само слово – из того первичного ряда слов, что и небо, древо, чудо, дело, русло, коло. От «коло» (круг) как раз могло произойти «колесо». Была и предыстория: скифы катались по Северному Причерноморью на телегах задолго до появления Киевской Руси.

На юге Руси о колёсах складывали песни! Считается, именно из песен летописец взял рассказ о том, как князь Олег (Вещий) поставил свои суда на колёса и посуху под парусами пошёл к Царьграду, к воротам коего прибил щит. Дело было якобы в 907 году.

Правда, об этом походе, о колёсах и щите нет ни слова у византийских авторов. Вдобавок датский викинг Рагнар Кожаные Штаны, столь же легендарный, как и киевский Олег, полувеком ранее в сражении под Геллеспонтом тоже ставил корабли на колёса. Ещё: нечто громадное, вроде кораблей на шестьдесят бойцов, с шестнадцатью колёсами, прикатили норманны к Парижу в 886-м. А вот и реальный случай: в 1453-м турки при осаде Константинополя катили свои галеры по деревянному настилу.

Корабли на колёсах – удивительная военная хитрость, запавшая в память народа. Ясно, что «простые» колёса в песни и сказки не попадали в силу их негероичности.

На севере Руси колесо освоили позже, чем на юге. Причём инструменты, чтобы делать колёса и телеги, были, а жёсткий хомут на деревянной основе изобрели даже раньше, чем в Западной Европе. Топоры уже походили на современные. Имелись железные гвозди и много прочего полезного. Однако, в силу особенностей ландшафта, предпочитали делать сани, а летом таскать грузы на волокушах. Поэтому в распоряжении историков нет телег, зато много саней.

Но несколько тележных колёс всё же найдено в Новгороде; они относятся с XI-XII векам. Не зря же новгородцы мостили улицы своего города досками. Диаметр колёс около 85 см, обод из цельного гнутого дубового бруса, спиц девять, они также дубовые. Ступица массивная, точеная на токарном станке, с отверстием для оси диаметром 6 см и гнёздами для спиц. По качеству – не хуже колёс XIX века.

С развитием сети дорог, на севере тоже стали делать телеги; даже переход на автомобили не убил этого ремесла: в позднем СССР было двенадцать телегостроительных заводов.

Всевидящий слепец

Ну и, наконец, обратимся к самой древней древности.

Историки считают, что великий Гомер (жил он якобы в VIII веке до н.э.) был слепым. И вот как древнегреческий слепец описал в «Илиаде» колесницу. Пила ещё не изобретена, топор в лучшем случае бронзовый:

Геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги

Медных колёс восьмиспичных, ходящих по оси железной.

Ободы их – золотые, нетленные, сверху которых

плотные медные шины наложены, диво для взора!

Окаймлены серебром по обоим бокам их ступицы.

Кузов же сам на ремнях золотых и серебряных крепких

прочно лежит, и дугою два поручня тянутся сверху.

Дышло же из серебра. К окончанью его привязала

Геба ярмо золотое, к ярму же – нагрудник прекрасный,

весь золотой. Под ярмо подвела лошадей своих быстрых.

(перевод Н.М. Минского)

Мы видим (вместе со слепым Гомером) подходящую металлическую пару: медь колеса по железу оси, вместо подшипника. Есть медные шины, восемь спиц.

Но как это сделано?! Загадка.

В Европе колёсное мастерство, начавшись реально в XI или XII веках, к XV столетию достигло совершенства. Получили надёжное колесо с крепкой стальной осью, придумали упряжь и прочее. Почему? Потому, что были уже стальные инструменты: молоток и топор, долото, пила и клещи, свёрла и тиски.

Во времена, к которым приписывают жизнь Гомера, ничего этого не было...

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Авто
5,66 млн интересуются