В Токио в Музее морской науки есть японский ледокол-музей с интересной историей. В 1930-х гг. Советский Союз заключил с Японией договор, по которому на верфях Мацуо японская сторона должна была построить три грузовых судна усиленного ледового класса. Суда поставлялись Советскому Союзу за помощь в строительстве Южно-Манчьжурской железной дороги. В 1938 г. все три судна - “Волочаевец”, “Большевик” и “Комсомолец” - были готовы, но пока шло строительство, правительства двух стран успели разругаться, и Япония оставила всю серию судов себе. “Волочаевец” - первое и самое знаменитое судно проекта, его тут же переименовали, однако под новым именем “Чиро Мару” ледокольный транспорт поработать так и не успел.
Судно реквизировали и отправили на национальную службу, вновь поменяв название. Новое имя “Соя” так и закрепилось за судном. “Соя” успешно пережила вторую мировую войну, а после её окончания эвакуировала японских граждан с отошедшего Советскому Союзу острова Сахалин. В 1949 г. “Сою” передали береговой охране. Судно занималось обслуживанием отдалённых северных маяков, за что получило прозвище “Санта Клаус”. Годом позже в связи с начавшимся активным освоением и изучением Антарктиды “Соя” была переделана под экспедиционное научно-исследовательское судно. В 1956 г. был заменён главный двигатель (вместо парового поставили современный дизельный), а на палубе была установлена вертолётная площадка. С этого момента “Соя” совершала регулярные рейсы в Антарктиду.
История судна “Соя” как Антарктического снабженца и исследовательского судна полна ярких моментов, в том числе его спасение нашими моряками на дизель-электроходе “Обь”. Судно списали в 1978 г. и сразу передали музею, сделав из него экспонат, который можно посмотреть и сейчас. Главное, не перепутать научно-исследовательское судно и военный корабль с таким же именем “Соя”, у которого тоже имеются русские корни - это поднятый со дна после затопления в 1905 г. прославленный русский крейсер “Варяг”.