Найти тему
самолеты и не только

Авиадвигатель ПС-90. Будет ли продолжение?

Одним из самых последних Советских разработок турбовентиляторных двигателей для гражданских и транспортных самолётов стал ПС-90. производится на ОАО "Пермский моторный завод". По схеме является двухконтурным турбореактивным двигателем со смешиванием внутреннего и внешнего контуров потоков воздуха.

Проектирование двигателя началось ещё в начале 80 -х годов ХХ столетия, для самолётов нового (тогда) поколения Ту-204 и Ил-96. Основная задача которая была поставлена проектировщикам это снижение уровня шума и повышение экономии топлива, для возможной конкуренции на рынке гражданских самолётов с зарубежными аналогами. При проектировании двигателя который изначально имел индекс Д90, удалось поднять мощность с 13000 до 16000 кгс, что стало причиной пересмотра проекта по самолёту Ту-204, на который в последствии было установлено два двигателя под крыльями на пилонах, вместо трёх (третий должен был располагаться в хвостовом оперении (по типу Ту-154), а общая схема лайнера была схожа с Американскими самолётами L1011 и DC10.

L1011, схожий по компоновке двигателей с первоначальным проектом Ту-204
L1011, схожий по компоновке двигателей с первоначальным проектом Ту-204

Первый полет с двигателями ПС -90 совершил Ил -96 в 1988, чуть позже в 1989 уже Ту -204 продемонстрировал отличные лётные качества этой силовой установки. Двигатель был сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в производстве предприятия. Однако в период с 1996 по 2002 не было поставлено ни одного двигателя, т.к в Правительстве РФ посчитали проект не перспективным для финансирования, и только благодаря появившимся заказам со стороны эксплуатантов, в частности ВВС России, в ведении которых находилась не одна сотня транспортных самолётов Ил-76, последние модификации которых так же оснащались двигателями ПС-90, проект удалось сохранить.

Двигатель имеет несколько модификаций ПС-90А для самолетов Ил-96, Ту-204 и его модификации. Для военно - транспортных самолётов ИЛ-76, которые как и многие Советские лайнеры попавшие под санкции на запрет полётов над странами Евросоюза, был специально разработан ПС-90А-76 с максимальной тягой 14500 кгс. Для Российских транспортных самолётов Ил-496 выпускается модель двигателя с увеличенной тягой до 17500 кгс, под индексом ПС90А-1.

Транспортный самолёт Ил-96-400
Транспортный самолёт Ил-96-400

В результате совместной работы компанией Pratt & Whitney, основным производителем авиационных двигателей в США, в частности для корпорации Boeing, была выпущена совместная модель ПС-90А2, которыми планировалось укомплектовать самолёты Ту-204 для экспорта в страны Ближнего Востока, но из -за санкций наложенных США в 2014 году, контракт по экспорту самолётов в Иран был сорван.

Двигатель ПС-90А2 самолёта Ту-204СМ
Двигатель ПС-90А2 самолёта Ту-204СМ
Ту-204СМ
Ту-204СМ
Ту-204СМ
Ту-204СМ

В настоящее время ведутся работы по производству двигателя ПС-90А3, без участия коллег из США. В перспективе данная силовая установка может быть установлена на модернизированный проект ИЛ-96, Ил-496.

Пока ПС-90 и его модификации остаётся единственным Российским двигателем для гражданских и транспортных самолётов.

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Ту-204. Последний из СССР!

Самолёты из Воронежа! Какие лайнеры поставил на крыло Воронежский авиационный завод?

МС-21. А будет ли конкуренция с Boeing и Airbus?

Ан-24. Почему до сих пор в эксплуатации?