Найти тему
Satdata

IAR 81 (1940): румынский истребитель, ставший пикировщиком, долетел до Волги

IAR 81; фото из открытых источников
IAR 81; фото из открытых источников

Посмотрев на успехи своего истребителя IAR 80, румынские военные захотели иметь еще и бомбардировщик-пикировщик, созданный на его базе. Для чего провели ряд работа по переделке истребителя. Например, самолет получил новый двигатель IAR-K14-1001, бронезащиту кабины пилота, подвеску для авиабомб. Всего он мог нести до трех бомб по 100 кг каждая. После тестовых полетов, пилоты пожаловались на худшие пилотные качества самолета после модернизации. Тогда удлинили крыло до 11 метров, сделали еще ряд доработок.

IAR 81, фото из открытых источников
IAR 81, фото из открытых источников

Всего соорудили три варианта пикировщика-истребителя:

Первый, IAR-81A представлял собой нечто среднее между истребителем и пикировщиком. Пикировщики имели четыре 7,9-мм и два 13,2-мм пулемета, но могли нести два 100-литровых ПТБ или три бомбы на внешней подвеске. Максимальная скорость истребителя не превышала 455 км/ч.

На второй модификации IAR-81B пулеметы калибра 13,2-мм были заменены на две 20-мм пушки (по 60 снарядами на ствол) плюс четыре 7,9-мм пулеметов. Этот вариант был чисто истребительный. Вместо бомб подвешивали два топливных бака, что увеличивало дальность до 1200 км.

Третий вариант: IAR-81C с двумя пушками MG 151 (20 мм, поставка из Германии) и четырьмя стандартными пулеметами.

IAR 81; фото из открытых источников
IAR 81; фото из открытых источников

Новые варианты истребителя применялись на восточном фронте, в основном в направлении на Сталинград и Кавказ. Еще осенью 42-го они вполне на равных сражались почти с любым типом советских истребителей той поры. Но после сталинградской катастрофы положение румынских войcк в целом, и авиации в частности, стало весьма сложным. Отсутствие запчастей и топлива, быстрое наступление советских войск, необходимость их штурмовки и еще помощь окруженным войскам под Сталинградом... ИАР-ы вполне справлялись с задачами и совершили немало боевых вылетов, прежде чем их срочно отозвали с фронта, иначе они были бы просто напросто уничтожены на земле....

Дальше 81-е воевали уже на своей земле...

IAR-81 фото из открытых источников
IAR-81 фото из открытых источников

Неплохо показали себя ИАР-ы (в основном B и C) при отражении аттак американцев на нефтепромыслы Плоешти. Серьезные бои в воздухе шли в 43м и 44м годах. Данные о потерях разнятся, но точно известны и весьма успешные бои, когда грамотно разделенные на свои задачи группы Ме-109 и IAR-81 сбивали и рассеивали немало американских бомбардировщиков

Далее, как известно, Румыния перешла на сторону СССР, и оставшиеся IAR-ы применялись уже в составе 5ВА 2-го Украинского фронта.

Последний боевой вылет IAR-81 был зафиксирован 8 мая 1945 года.

Тактико-технические данные истребителя IAR-81B (по данным aviarmor.net ):
Длина – 8,97 м Размах крыла – 10,52 м Площадь крыла – 15,97 м.кв
Вес пустого – 2200 кг Вес взлётный – 3125 кг Скорость максимальная – 465 км\ч Скорость крейсерская – 406 км\ч Скороподъёмность (время набора высоты) – 580 метров в минуту Дальность – 730 км (1330 км с ПТБ) Потолок – 10500 метров Экипаж – один человек
Двигатель – один звездообразный IAR 14K IIc32, мощностью 1000 л.с. Вооружение варианта IAR-81B — две 20-мм пушки Oerlikon с 60 снарядами на ствол и четыре 7,92-мм пулемета

Подробней об истребителе IAR-80 - смотрите здесь.

О спутниковой связи - здесь.

Всем успехов и мирного неба!