Согласно общепринятой теории, первой моделью волжского автозавода из Тольятти, принято считать седан ВАЗ-2101. И если говорить о серийном производстве, то дело так и было. Правда, немного обидно от того, что большую помощь в строительстве предприятия нам оказали итальянцы.
Они же и передали советской стороне свой Fiat-124, в который наши конструкторы внесли массу изменений, но как ни крути, от его зарубежного происхождения нам деваться некуда.
Однако, ещё в 1966 году, когда завод только возводился, молодой коллектив новоиспечённого конструкторского бюро уже разработал свой проект малолитражки, для массового выпуска. К 1968 году «Чебурашка» получил оформленный кузов и концепцию, а год спустя начались работы по созданию полноценных макетов.
Был и забавный факт. Представления о дизайне машины разделились, и конструкторы решили сделать два разных макета. Но большого помещения и ресурсов у них не было, поэтому пришлось делать один, но «двуликий» автомобиль с разным дизайном у каждой половинки.
В итоге, остановились на варианте Ю. В. Данилова. И уже в 1969 году были готовы первые рабочие прототипы.
В это же время, инженеры смастерили и упрощённый вариант ВАЗ-Э1101, который получил название «Автороллер». Эта машина, без дверей и нормальной крыши была советским ответом на популярный тогда в Европе Austin Mini Moke из Великобритании.
Подобная иномарка, как раз хранилась в институте НАМИ, и у работников ВАЗ была хорошая возможность познакомиться с ней. Давайте отметим, что и сам «Чебурашка» похож на британский Austin Mini тех лет.
По поводу «Автороллера», члены политбюро высказались строго. Сказали, что на автомобиль он не похож, а для игрушки слишком дорогой. На этом его история и закончилась.
Если же говорить о ВАЗ-Э1101, то это полностью оригинальная советская машина. Специально для неё был спроектирован двигатель объёмом 0,9 литра, который выдавал 50 лошадиных сил. У модели был передний привод и полностью независимая подвеска типа «Макферсон».
Единственное, что получил «Чебурашка» от «копейки», так это панель приборов. В 1972 годы были проведены ходовые испытания малолитражки. А спустя год появилась и обновлённая версия машины с другим кузовом – ВАЗ-2Э1101. Сбоку напоминает «Ниву», не правда ли?
И это не случайно, потому что никто пускать данный автомобиль на конвейер не собирался. А конструкторам было жаль потраченных усилий. Поэтому, они смогли реализовать свои наработки по «Чебурашке» не только в «Ниве», но и на ВАЗ-2108.
Кроме того, документация была передана на ЗАЗ. Поэтому, первый тольяттинский автомобиль умудрился поучаствовать даже в судьбе «Таврии».
Советую посмотреть:
ВАЗ-2122 «Река» - военный автомобиль-амфибия из «Нивы», на который ушло 11 лет.
"Похожие снаружи, но разные внутри" Чем ВАЗ 2101 отличается от Fiat-124?
"Ачхимкот, а не Победа" 5 иномарок, которые являются копиями советских автомобилей.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.