Румынская армия известна и довольно многочисленной авиацией. Правда, многие образцы создавались на основе ранее прикупленных импортных машин. Например, истребитель IAR 80 разработан с использованием многих деталей и конструктива польского PZL P.24. Получилась весьма мощная машина. Двигатель - 1025 л.с. (!). На ее основе был сделан и истребитель-бомбардировщик. Всего произвели на свет аж 460 штук.
Новой стала конструкция фонаря кабины - его сделали полностью застекленным со сдвижной назад секцией. На серийных машинах установили штатное вооружение из четырех крыльевых пулеметов FN-Браунинг калибра 7,92 мм, на более поздних модификациях - до 6 пулеметов, два из которых - крупнокалиберные. Также ставили и радиостанцию "Телефункен" FuG VII.
В таком виде "80-е" вступили в войну. Провоевали на восточном фронте. Но известно применение модификации IAR 80C и как перехватчик. Румынам необходимо было защищать свои нефтяные заводы от американских бомбардировщиков. Для этого выпустили вариант истребителя с 20-мм пушками вместо двух пулеметов.
Вполне успешно они сбивали "Лайтинги" и "Либерейторы" в 1944-м. Потери союзников при налетах на Плоешти составляли десятки машин за раз. И большую часть из них сбивали именно перехватчики "80-е"...
По традиции бывших союзников Германии, Румыния быстро перенаправила свои военные силы против бывшего партнера. В том числе и авиацию. Совместно с советской авиацией, IAR-80 в конце 44-го года вылетали на боевые задания над территорией Румынии, а позднее перелетели в Венгрию...
После войны стояли на вооружении как основной истребитель еще лет пять...
Об этом польском самолете, ставшем румынским - смотрите здесь.
О спутниковой связи - здесь.
Всем удачи и мирного неба над головой!