В начале 1990-х наше телевидение регулярно транслировало старые французские фильмы. Боевики и комедии с Бельмондо, Делоном, Ришаром и Депардье заняли почетное место в воспоминаниях о детстве. Запомнилось, что неотъемлемой частью улочек французских городов занимали страшненькие фургоны с гофрированными панелями кузова. Казалось бы, как французы – законодатели моды и стиля, могли придумать такую убогую коробчонку?! А коробчонка то оказалась не совсем простая…
Citroen Type H стал по настоящему культовым французским автомобилем и выпускался с минимальными техническими модификациями с 1947 по 1981 год, что является одним из самых длинных производственных циклов в Европе. Простой в техническом плане и чрезвычайно надежный Type H нашел широкое применение в народном хозяйстве от полиции и прочих экстренных служб, до мелкого предпринимательства – вариантов было бесчисленное множество.
Одним из прозвищ Type H, наряду со «Свиным носом», было «Бельмондо». Французского актера тоже нельзя было назвать красивым, но харизма делала его невероятно привлекательным. Так и под грубым, нарочито кондовым, внешним видом Citroen Type H скрывалась прогрессивная конструкция, позволяющая долгие годы выполнять возложенные на фургон задачи.
Гофрированные панели кузова позволили создать лёгкую и прочную конструкцию. Опять же для их производства не требовалось сложное и дорогостоящее оборудование, что положительно сказалось на цене автомобиля, крайне необходимого разоренной послевоенное Европе. Мотор и коробка передач, а также система переднего привода с некоторыми упрощениями была позаимствована у революционного Citroen Traction Avant. Конструкторы заложили возможность выкатывать из-под кузова силовой агрегат (мотор с коробкой) вместе с передней подвеской для облегчения и удешевления ремонта. Передний привод позволил опустить уровень пола, а сдвижные/распашные двери облегчали работу грузчиков. Торсионная подвеска позволяла дубасить по разбитым дорогам без опаски повредить груз.
Стекла в дверях выполнялись сдвижными, внутренней отделки практически не было – салон предельно аскетичный. Ничего не отвлекало от работы! В отдельных версиях задние боковины кузова открывались вверх, получались навесы – фургон превращался в автолавку. Предлагались не только фургоны, но также пикапы и просто шасси с кабиной – заготовки для спец проектов, версии с различной колесной базой и объемом грузового отсека. Грузоподъемность варьировалась от 850 до 1 500 кг.
Первый Type H оснащался 42-сильным моторчиком объемом 1,9 литра и трехступенчатой коробкой передач. Фургон развивал скорость до 80 км/ч. Двигатель не имел масляного фильтра и требовал замены масла каждые 2500 км – это уже глупость для коммерческой техники. С годами двигатели становились современнее и мощнее (аж до 57 л.с.!), менялась подвеска, совершенствовалась тормозная система, но автомобиль сохранял свои главные качества: простоту и неприхотливость. Выпущено было почти полмиллиона Citroen Type H. Такой вот неказистый бестселлер!
На фотографиях Citroen HY Panelvan 1950 года в оригинальном состоянии, на древними парижскими номерами, проданный на аукционе RM Sotheby’s в начале февраля 2019 года за 43 700 €. Весьма недешево!