История уникального судна началась с вопроса:
Что если ледокол станет разрушать лед не только носом, но и кормой?
Таким образом, даже одно не крупное судно сможет делать во льдах канал большой ширины. Чтобы пробить канал шириной от 50 м и более, обычно требуется два крупных ледокола. Они работают борт о борт на параллельных курсах.
В итоге появилась и получила развитие идея «косого» или «треугольного» ледокола. Созданием проекта «треугольного ледокола» с 1996 года занималось финская компания Aker Arctic.
В 2011 году проект получил шанс воплотиться в металле. Именно тогда, в связи с развитием морского порта Приморск, у Агентства морского и речного транспорта России возникла необходимость в многофункциональном ледоколе . Было принято решение построить асимметричный ледокол и дать ему имя –"Балтика".
Созданием корпуса судна занимался Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Окончательную сборку и ходовые испытания проводила компания Aker Arctic. Росморречфлот принял корабль в эксплуатацию 30 декабря 2014 года.
О возможностях ледокола
«Балтика» многофункциональное судно, способное проводить ледокольные операции, заниматься проводкой судов, тушить пожары, ликвидировать аварийные разливы нефти, проводить экологический мониторинг, ледовую разведку, а также аварийно-спасательные работы.
Для успешного выполнения поставленных задач «Балтика» оснащена всем необходимым: на судне есть штатная система щеточных коллекторов для отделения нефти от воды, размещена вертолетная площадка, есть кран с грузоподъемностью 25 тонн.
Судно может двигаться как угодно: вперед, назад, лагом под углом 90°. Испытания показали, что наиболее оптимален вариант, когда «Балтика» разворачивает корпус под 30−40° от курса и движется кормой вперед. Судно способно развернуться на месте, хотя «по классике» ледоколы разворачиваются «звездой». Невероятную маневренность "Балтике" дают три асимметрично расположенных поворотных винторулевых колонки.
Технические характеристики треугольного ледокола "Балтика":
Длина – 76,4 м
Ширина (максимальная) – 20,5 м
Водоизмещение – 23,4 тонны
Осадка – 6,3 м
Мощность – 7,5 МВт
Скорость – 14 узлов
Скорость в ровном льду, толщиной 1,0 м – 3,0 узла
Автономность – 20 суток