Русский Север
308
подписчиков
Истории о необычных местах, увлекательных событиях, интересных явлениях
"Вокруг света" за 80 шагов
«50 лет Победы» – самый большой и современный из арктических атомоходов. Только с его помощью можно совершить самое короткое путешествие вокруг света. Круглый нос ледокола, легко проложит путь сквозь огромные ледяные поля Северного океана. Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м. Первый поход судна к Северному полюсу состоялся 30 июля 2013 года. В августе 2017 совершил самое быстрое за всю историю достижение Северного полюса – на это ушло всего три дня...
Севморпуть VS Суэцкий канал
О значении Северного морского пути для международной торговли было известно давно. Русские путешественники в 19 веке штурмовали ледяные поля Северного ледовитого океана и изучали Арктику. В советское время исследования стали проводить регулярно. Были созданы уникальные атомные ледоколы: "Ленин", "Россия", "Советский Союз". Путь через северные моря, в обход континента всегда был альтернативой движению через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны. Северный морской путь позволяет быстрее добраться из Европы в страны Тихоокеанского региона...
Можно ли назвать атомоход «Арктика» самым большим ледоколом в мире?
Водоизмещение судна 33540 тонн, длина 173, 3 метра, высота 15,2 метра. Скорость около 40 км/ч. Мощность 60 МВт. Первый этап строительства был завершен в 2016 году – ледокол спущен на воду. Это значит, что готов корпус судна, а работы внутри корабля и оснащение его всем необходимым оборудованием, установка реактора и турбин будут проводится до конца 2019 года.
Сейчас судно находится в акватории Санкт-Петербурга. Летом 2018 года были проведены швартовые испытания. Постройка ледокола ведется Балтийским заводом...
Треугольный ледокол, который "ходит боком"
Что если ледокол станет разрушать лед не только носом, но и кормой?
Таким образом, даже одно не крупное судно сможет делать во льдах канал большой ширины. Чтобы пробить канал шириной от 50 м и более, обычно требуется два крупных ледокола. Они работают борт о борт на параллельных курсах. В итоге появилась и получила развитие идея «косого» или «треугольного» ледокола. Созданием проекта «треугольного ледокола» с 1996 года занималось финская компания Aker Arctic.
В 2011 году проект получил шанс воплотиться в металле...
Ужасная гибель и чудесное спасение в ледовитом океане
Обледенение – смертельная угроза для морских судов. Опасной считается скорость образования льда более 4 тонн в час с прогнозируемой критической потерей остойчивости менее чем за 12 часов. Не всем удается спастись от ледяного ветра. В январе 1965 года, последствиями циклона в восточной части Баренцева моря стали ураганные ветры и низкие температуры. Рыболовные суда попавшие в зону действия этих климатических условий подверглись обледенению. Сорок восемь часов экипажи упорно боролись за жизнь, постоянно скалывая и выбрасывая за борт лед...
Как ледяной ветер топит корабли?
По скорости превращения любого предмета в огромный кусок льда, ничто не сравнится с влажным морским ветром. Он переносит мельчайшие частички воды, которые тут же застывают, попадая на любую поверхность. Хуже всего приходится морским судам, которые непрерывно находятся под действием этого эффекта. Ветер срывает гребни волн и переносит охлажденные брызги на конструкции корабля. Соприкасаясь с металлом они сразу же замерзают. Когда наледь сформирована в дело вступает набегающая волна. В момент удара...
Слепой смотритель маяка
С 1896 по 1917 годы Святоносским маяком руководил Евлампий Павлович Багрецов. Служба его была обычной до 1905 года, когда после травмы он начал терять зрение. Управляющий беломорскими маяками Васильев, зная, что замену опытному смотрителю найти тяжело, уговорил Евлампия продолжить работу. Жена и специально нанятый человек помогали Евлампию Багрецову. И, не смотря на недуг, в короткое время смотритель сделал службу на маяке безупречной. Но нашлись злые и завистливые люди, которые принялись строчить доносы и отсылать их в Петербург...
Сцилла и Харибда Кольского полуострова
У Кольского полуострова есть нос – Святой Нос. Острый гребень выдается в море и разделяет его на Баренцево и Белое. Средневековые путешественники писали, что рядом с мысом находится "водоворотная пещера", которая каждые шесть часов поглощает воду, а затем с громким шумом изрыгает обратно. Сила пещеры так велика, что она с легкостью могла бы затянуть легкую лодку и даже небольшой корабль. Бывали здесь и греки, они были сильно впечатлены и даже сравнивали водоворот с мифическим чудищем – Харибдой...
Яркий свет полярной ночи
Мурманск – самый крупный город мира, который находится за полярным кругом. На его географической широте зимняя ночь длится со 2 декабря по 11 января. В эти дни солнце вовсе не показывается из-за горизонта. Здесь искусственное освещение улиц – жизненная необходимость. Полярная ночь становится ежегодным испытанием для всех мурманчан. Чтобы не останавливалась жизнь города и уменьшился отрицательный эффект отсутствия солнечного света — регулярно работает общегородская система уличного освещения...
Русская Лапландия
В сказке Андерсена «Снежная королева» есть персонаж – «лапландка». Странная старуха, у которой никогда нет бумаги и она пишет письма на сушеной рыбе.
Так автор изобразил женщину народности «саамы». Русское население севера использовало название «лопари», а шведы именовали их «лаппи». По-шведски Лапландия – «земля лаппи».
Саамы считаются коренным народом севера европейской части континента, предполагают, что возраст этноса около 5 тысяч лет. Первые сведения о русских исследователях Лапландии относятся к 12 веку...