Найти тему

Kurogane Type 95 "Чёрное железо" — смертельная фурия Японо-китайской войны.

 Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Первые мотоциклы Harley-Davidson завозились в Японию еще во времена Первой мировой войны. После окончания военных действий поставки не прекратились, а популярность американской техники только росла. С 1920-х годов Harley-Davidson являлся официальным поставщиком техники для японской полиции, армии и даже личной гвардии Императора. Запрос японского рынка был настолько высок, что компания Harley-Davidson создала целую сеть дилеров, агентов по продажам и поставщиков запчастей специально для Японии.

Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Однако в конце 1920-х годов грянул мировой финансовый кризис. Иена обесценилась настолько, что стоимость импортных мотоциклов стала сравнима с ценой коттеджа в пригороде. В 1929 году глава японского подразделения Harley-Davidson Альфред Чайлдс (Alfred Childs) предложил предоставить Японии эксклюзивные права на изготовление мотоциклов на своей территории.

Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Несколько лет ушло на переговоры, подготовку заводских мощностей, переезд инженеров с семьями из США в Японию и пересылку всех необходимых схем, прежде чем в 1935 году на заводе Шинагава (Shinagawa) началось производство первых мотоциклов. Это были реплики стандартной модели JD74 с нижнеклапанными 1200-кубовыми двигателями. Запчасти производились множеством субподрядчиков на заводах по всей Японии. Эти мотоциклы стали впоследствии официальными для японской армии.

Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В 1937 году Япония вступила во вторую Японо-китайскую войну. Завод Шинагава не справлялся с возросшими потребностями военных в мототехнике. Для удовлетворения собственного спроса японская армия подписала контракт с компанией Nihon Nai-Enki (в другой транскрипции – Nihon Nainenki) на производство 1200-кубового мотоцикла, получившего имя Куроган (Kurogane), что в переводе означает «черное железо».

Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Kurogane получил у военных прозвище «двухэтажный» из-за своих размеров и внушительного для низкорослых японцев 20-сантиметрового клиренса. Kurogane действительно был почти в 1,5 раза больше Rikuo. Устойчивость мотоциклу придавала коляска. Спидометр для Kurogane выпускала фирма Osaka Meter Company, магнето и всю электропроводку – Mitsubishi, одноключевую систему зажигания и переднюю электрическую систему освещения – Koito Seisakusho Tokyo.

Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Kurogane Type 95 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Таким образом, хотя мотоцикл и был создан по схемам Harley-Davidson, во многом он является оригинальным. Kurogane Type 95 – яркий пример того, на что способна инженерная мысль, когда ее не сковывают обязательства лицензированного копирования по чужим чертежам. Во всяком случае, однозначно можно утверждать, что эта уникальная машина – одна из редчайших в мире.