О, сколько десятков лет этой поистине глобальной "проблеме"... Да, наверное, столько же, сколько и самОй автоматической трансмиссии на массовом автомобиле. Как только появились первые поломки, совпавшие с зимним временем года - так и понеслись по сарафанам байки и страшилки. Дескать, всё - буксовать на автомате ни секунды нельзя, а лучше вообще поставить в гараж и не трогать, от греха подальше... И как обычно, предлагаю вместе оценить степень вменяемости расхожей страшилки по данной теме, разобрав вопрос с технической точки зрения. Сразу отмечу, что сегодня речь про классику, всякие DSG и подобные - отдельная тема.
А для начала рекомендую ознакомиться с краткой и понятной теорией передачи крутящего момента жидкостью в классической гидротрансформаторной АКПП. Её мы подробно рассматривали здесь, в свете аспекта не менее шекспировского вопроса "менять или не менять" масло.
Откуда пошла догма "нельзя буксовать на АКПП?"
Логика таких заявлений проста: буксование в снегу (или грязи, на льду - неважно) непременно перегреет масло и всё - баста. Это, в свою очередь, повлечёт неминуемую смерть, или как минимум дорогостоящую неисправность коробаса с последующим попаданием на крупную сумму.
А на самом деле?
А на самом деле, в автоматической коробке передач, если она, конечно, не 1936 года выпуска, всё давным-давно предусмотрено за вас. И как бы не галдели любители теорий Масонских лож, чинить каждую зиму за свой счёт стаями рассыпающиеся коробки производителям не выгодно. И поэтому:
А) Даже в большинстве старых коробок (начала-середины восьмидесятых) есть отдельный масляный радиатор. Служит он для того же, для чего и обычный в системе охлаждения двигателя: охлаждать жидкость не допуская её перегрева.
Б) Помимо маслорадиатора в контур охлаждения коробки ставят ещё и термостат. Который призван не только перепускать жидкость через радиатор при угрозе перегрева, но и максимально быстро выводить ATF на рабочую температуру, постоянно поддерживая её на одном уровне. То есть, заявления типа "на-горячую ни в коем случае нельзя, а на-холодную чуть-чуть можно" (или наоборот) тоже несостоятельны.
В) В современных авто-коробках есть защита от перегрева. Если вы упорно шлифуете на месте уже которую минуту (правда, зачем - непонятно, но это другой вопрос), то ЭБУ коробки видит, что хозяин не в адеквате и жидкость вот-вот начнёт вскипать. Тогда автомат переходит в аварийный режим, принудительно ограничивая обороты двигателя. Тот нередкий случай, когда автомобиль оказывается умнее владельца.
И что в итоге?
А итог у нас всегда один: дружите с головой и изучайте матчасть, а не писанину офисных спецов на форумах. Если вы не планируете выступать в зимнем ралли в Финляндии или уткнуть машину носом в сугроб, положить кирпич на газ и уйти домой - ничего с вашей хрустальной АКПП не случится. И даже если вы минуту-другую немного побуксуете в попытке вырваться из снежного плена - при грамотных действиях за рулём сидящего, коробка этого даже не заметит.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем исправных коробок и поменьше застреваний!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)