Найти тему
Гараж Автоклассика

Трактор Т-4 «Алтаец»

Гусеничный трактор Т-4 появился в 1965 году. Это преимущественно сельскохозяйственный трактор, хотя применялся он и на строительных работах, в качестве будьдозера.

Основное назначение трактора – пропашные работы на тяжелых целинных почвах. Большим преимуществом Т-4 было низкое удельное давление на грунт – 0.44 кг/см2. Сельскохозяйственные работали в основном в Казахстане и Сибири, в качестве бульдозеров на стройках встречались во многих регионах.

В основе конструкции лежит рама. Подвеска – полужесткая, вызывала массу нареканий у машинистов, из-за сильной тряски при движении трактор в народе прозвали «утюгом», что намекало на отсутствие смягчающих элементов в подвеске как таковых.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Скорость до 9 км/час не позволяла применять Т-4 для многих сельхозработ кроме пахоты, поэтому в летний период машины чаще всего простаивали.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Двигатель поначалу был четырёхцилиндровый, дизельный, мощностью 110 л.с., с запуском от пускового мотора, который в свою очередь заводился от электростартера. Можно было заводить и вручную, шнурком, при отсутствии аккумулятора.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

В ходе модернизации появился 6-цилиндровый дизель АМ-01 объемом 11 литров и мощностью 130 л.с. Метод запуска не отличался от предшественника.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Мотор экономичный был для своего времени, но очень громкий, и боялся перегрева. Постоянная работа при температуре воды в системе охлаждения 95-100 градусов по Цельсию приводила к выходу из строя головки блока, лопались перемычки в ГБЦ. Проблема в целом решалась установкой более объемного радиатора от Т-150. Тогда температура воды не превышала 80 градусов и мотор чувствовал себя хорошо, в целом он был неприхотлив.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Коробка передач механическая, имела 8 скоростей переднего хода и 4 реверсных. Реверс-редуктор довольно быстро изнашивался. Главная передача заднего моста – конические шестерни, поворотные механизмы- планетарные.

Навесное устройство – трёхточечное, с двумя гидроцилиндрами. У промышленной модификации Т-4АП были шарнирные крепления для переднего отвала и гидроцилиндры, управлявшие подъемом отвала. Для механизированных устройств имелся вал отбора мощности.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Обслуживание трактора было задачей не из легких. Частой замены требовали тормозные фрикционные ленты. Для их замены требовался демонтаж топливного бака. Проблем доставляла и ходовая часть, гусеницы тоже не отличались большой надежностью, катков хватало на сезон, сами по себе запчасти высоким качеством тоже не отличались. В плане удобства в обслуживании и ремонте Т-4 и его модификации проигрывали более распространенному трактору ДТ-75.

Были нарекания и на кабину, как раннюю так и ту, что после модернизации появилась на Т-4А. Шумоизоляции она не имела, и шум работы двигателя проникал на рабочее место тракториста беспрепятственно. Несмотря на все негативные моменты, производство Т-4 и всех его модификаций продолжалось с 1965 по 1998 год.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Была даже попытка разработать колёсную версию ТК-4, который был максимально унифицирован с гусеничной, за исключением ходовой части. В серию он не пошел.

Возможно, вам так же будет интересно почитать о первенце ЧТЗ "С-60"

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!
Тракторы
3958 интересуются