Гусеничный трактор Т-4 появился в 1965 году. Это преимущественно сельскохозяйственный трактор, хотя применялся он и на строительных работах, в качестве будьдозера.
Основное назначение трактора – пропашные работы на тяжелых целинных почвах. Большим преимуществом Т-4 было низкое удельное давление на грунт – 0.44 кг/см2. Сельскохозяйственные работали в основном в Казахстане и Сибири, в качестве бульдозеров на стройках встречались во многих регионах.
В основе конструкции лежит рама. Подвеска – полужесткая, вызывала массу нареканий у машинистов, из-за сильной тряски при движении трактор в народе прозвали «утюгом», что намекало на отсутствие смягчающих элементов в подвеске как таковых.
Скорость до 9 км/час не позволяла применять Т-4 для многих сельхозработ кроме пахоты, поэтому в летний период машины чаще всего простаивали.
Двигатель поначалу был четырёхцилиндровый, дизельный, мощностью 110 л.с., с запуском от пускового мотора, который в свою очередь заводился от электростартера. Можно было заводить и вручную, шнурком, при отсутствии аккумулятора.
В ходе модернизации появился 6-цилиндровый дизель АМ-01 объемом 11 литров и мощностью 130 л.с. Метод запуска не отличался от предшественника.
Мотор экономичный был для своего времени, но очень громкий, и боялся перегрева. Постоянная работа при температуре воды в системе охлаждения 95-100 градусов по Цельсию приводила к выходу из строя головки блока, лопались перемычки в ГБЦ. Проблема в целом решалась установкой более объемного радиатора от Т-150. Тогда температура воды не превышала 80 градусов и мотор чувствовал себя хорошо, в целом он был неприхотлив.
Коробка передач механическая, имела 8 скоростей переднего хода и 4 реверсных. Реверс-редуктор довольно быстро изнашивался. Главная передача заднего моста – конические шестерни, поворотные механизмы- планетарные.
Навесное устройство – трёхточечное, с двумя гидроцилиндрами. У промышленной модификации Т-4АП были шарнирные крепления для переднего отвала и гидроцилиндры, управлявшие подъемом отвала. Для механизированных устройств имелся вал отбора мощности.
Обслуживание трактора было задачей не из легких. Частой замены требовали тормозные фрикционные ленты. Для их замены требовался демонтаж топливного бака. Проблем доставляла и ходовая часть, гусеницы тоже не отличались большой надежностью, катков хватало на сезон, сами по себе запчасти высоким качеством тоже не отличались. В плане удобства в обслуживании и ремонте Т-4 и его модификации проигрывали более распространенному трактору ДТ-75.
Были нарекания и на кабину, как раннюю так и ту, что после модернизации появилась на Т-4А. Шумоизоляции она не имела, и шум работы двигателя проникал на рабочее место тракториста беспрепятственно. Несмотря на все негативные моменты, производство Т-4 и всех его модификаций продолжалось с 1965 по 1998 год.
Была даже попытка разработать колёсную версию ТК-4, который был максимально унифицирован с гусеничной, за исключением ходовой части. В серию он не пошел.
Возможно, вам так же будет интересно почитать о первенце ЧТЗ "С-60"
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!