Добрый день!
Как то мы уже вспоминали про трактор ДТ-70, который, по сути, является переходным звеном к Т-4. Мне попались новые подробности об этом забытом тракторе, которыми хочу поделиться.
Необходимо было создать трактор, который мог работать с более широкозахватными и производительными орудиями, чем мог себе позволить ДТ-54. Был трактор С-80. Но между ним был разрыв мощностей (ДТ-54 - 54 л.с.; С-80 - 80/94 л.с.). И новый трактор должен был заполнить эту свободную нишу. Он должен был работать с пятикорпусным плугом, для которого мощность ДТ-54 недостаточна, а С-80 избыточна.
И задача такая была поставлена Алтайскому тракторному заводу. В конце этой публикации будет ссылка на статью об этом тракторе.
А сегодня расскажем вам о результатах испытаний ДТ-70. В 1954 году для Госиспытаний было собрано три таких трактора мощностью 70 лошадиных сил.
ДТ-70 оказался по ширине хорошо оптимизирован, увязан с охватом 5-корпусного плуга. Удалось добиться узкой колеи трактора за счёт планетарного механизма поворота.
Удельная мощность трактора на метр охвата плуга оказалась самая выгодная в сравнении с другими тракторами того времени:
В случае ДТ-54 увязка ширины трактора и плуга была не очень удачной, из-за чего трактор отклонялся от прямолинейного пути.
Испытания показали, что ДТ-70 экономически выгоднее, чем ближайшие конкуренты ДТ-54 и С-80. Удельный расход топлива ДТ-70 - 192-193 г/л.с.ч., ДТ-54 - 210-215 г/л.с.ч. Также ДТ-70 показал производительность на испытаниях 1956 года 0,89 Га/ч при расходе топлива 14,8кг/Га.
На тракторе изменена подвеска в сравнении с ДТ-54. Теперь это полужесткая подвеска, как на будущем Т-4. Ее некомфортность не критиковал только ленивый, потому что не работал. А в те времена соображения были другие. Использование в конструкции гусеничных тележек позволяло увеличить тяговое КПД: 80% против 73% у ДТ-54.
По трансмиссии. Механическая КПП имела 9 передач переднего хода и 5 заднего хода. Диапазон скоростей вперед - 1,8-7,6 км/ч, назад - 2,6-5,4 км/ч.. Тяговое усилие ДТ-70 6850-1750 кг против ДТ-54 и его 2850-1000 кг. Такие характеристики позволяют использовать алтайца на работах в качестве бульдозера и во многим случаях малогабаритнй ДТ-70 более выгоден, чем С-80.
По результатам испытаний срок службы узлов трансмиссии и ходовой составил более 6000 часов. Вопросы вызвали лишь шестерни бортовой передачи, было рекомендовано провести их модернизацию.
Трактор оснащен гидросистемой для управления навеской и прицепными агрегатами.
В 1956 году, убедившись, что недостатки исправлены, Государственная комиссия рекомендовала трактор к серийному производству. Конструкторы Рубцовска продолжили работу и стали работать над болотоходной версией ДТ -70 и колесной КДТ-70.
Также начинались работы над разработкой гидромеханической трансмиссии для ДТ-70.
Использованы материалы:
А.П. Бахарев, Б.С. Гохенсон. Результаты испытаний мощного гусеничного трактора ДТ-70, - журнал "Тракторы и сельхозмашины" 1958 -1.
Но дошло ли дело до серийного производства? Я не уверен. Информации о судьбе ДТ-70 мало. Знаю, что было три трактора на испытаниях и один на выставке ВСХВ. Если кто-то что-то знает об этом, пожалуйста, напишите в комментариях. А вот Т-4/4А, в котором использованы наработки по ДТ-70, уж точно взял свое и оказался очень популярным.
На этом всё, до скорых встреч!!!
Переходное звено к Т-4. Трактор ДТ-70 Алтайского тракторного завода.