На примере автомобиля ВАЗ 21093 разберемся с вопросом "Что такое "косточки" и почему они могут стучать?".
Что такое "косточки" в автомобиле?
"Косточки" - стойки стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля. Названы так скорее всего из-за своего внешнего вида. Являются частью механизма поперечной стабилизации автомобиля при его движении. На автомобиле ВАЗ 21093 этот механизм состоит из штанги стабилизатора закрепленной под днищем кронштейнами и соединяющей поперечные рычаги передней подвески. Все соединения стабилизатора выполнены в виде резинометаллических шарниров (сайлентблоков).
Стабилизатор поперечной устойчивости, за счет упругости своих элементов, позволяет автомобилю уверенней чувствовать себя на дороге при движении (перестроениях, поворотах на скорости).
Почему стучат "косточки" (стойки стабилизатора)?
Стойки стабилизатора, прикрепленные к рычагам передней подвески постоянно воспринимают на себя большую нагрузку так как при движении автомобиля все его поперечные перемещения (повороты, перестроения) через штангу сжимают и наоборот растягивают их резиновые втулки. В итоге происходит сильный износ резинок, в сайлентблоках возникает люфт и появляется стук либо штанги в верхней втулке стабилизатора, либо нижняя втулка стучит на болте крепления к рычагу подвески. Возможно и то и другое вместе. Этот стук заметен при движении на скорости по неровной дороге (особенно гребенке) и при трогании автомобиля с места.
Помимо этого автомобиль с разбитыми стойками будет ощутимее хуже управляться и "плавать" при перестроениях.
Если определить, что стучат именно "косточки" сложно, то стоит провести проверку для более точной диагностики неисправности.
Проверка стоек стабилизатора на автомобиле ВАЗ 21093
В ряде случаев определить износ стоек стабилизатора можно визуально, по расширившимся отверстиям в сайлентблоках и по разрывам и трещинам в их резине. Для большей определенности можно попробовать ощутить в них люфт. Для этого проделываем следующее.
Выворачиваем колеса для обеспечения доступа к стойкам стабилизатора.
Накладываем руку на верхний или нижний шарнир стабилизатора.
Помощник раскачивает автомобиль в поперечном направлении.
Если сайлентблок разбит, рука ощутит люфт и стук.
Разбитую стойку стабилизатора нужно заменить, причем сразу две (с обоих сторон автомобиля).
Замена стоек стабилизатора своими силами
Поддомкрачиваем автомобиль с двух сторон (чтобы разгрузить штангу стабилизатора).
Отворачиваем болт крепления стойки стабилизатора к рычагу подвески.
Для отворачивания используем два ключа на «17» — одним придерживаем болт крепления стойки, другим отворачиваем гайку. Если не отворачивается (часто втулка сайлентблока стойки прикипает к болту крепления) можно обстучать и полить соединение проникающей жидкостью, после чего выждать минут десять.
После чего выбиваем болт молотком через проставку.
Снимаем сайлентблок стойки с конца штанги стабилизатора.
Если просто так не снимается — необходимо смазать конец штанги стабилизатора мылом, вставить в отверстие другого шарнира (где был болт) бородок и используя его как рычаг, проворачивать стойку стабилизатора вокруг своей оси. При этом постепенно сдвигая ее к краю штанги. Снимаем стойку со штанги.
Устанавливаем новую стойку стабилизатора в обратном порядке.
Производим замену стойки с другой стороны по аналогичной инструкции.
Следует обратить внимание на состояние концов штанги стабилизатора, контактирущих с сайлентблоками стоек стабилизатора. На них может быть износ (металл стерся от времени). В такой ситуации замена стоек не поможет убрать стук, придется заменить и штангу.
Примечания и дополнения
Стойки стабилизатора ("косточки") - объект для тюнинга автомобиля. Их можно подобрать различной жесткости и повлиять на управляемость автомобиля в лучшую сторону.