Прокладка головки блока цилиндров — важная составляющая любого двигателя. От ее качества исполнения, толщины, состояния и правильности установки зависит вся работа двигателя. Прокладка заполняет неровность между ГБЦ и блоком двигателя, а также обеспечивает герметичность масляного, охлаждающего канала и цилиндра. Обычно прокладка изготавливается из нескольких слоев алюминия, либо ее усиленный вариант — медь. Ранее на отечественные авто применяли паронитовые но с металлической окантовкой под камеры сгорания. Прогар прокладки ГБЦ несет за собой моментально ухудшение работы двигателя, и эксплуатировать автомобиль при этом запрещено. Конечно, небольшая разгерметизация допускает движение авто до ближайшей станции, но после необходима полноценная замена детали.
О причинах повреждения и диагностика
Езда с пробитой прокладкой в короткий срок могут вывести из строя двигатель в любой момент. Обусловлено это тем, что масло или охлаждающая жидкость, попадающая в цилиндр образует гидроудар. Возникают такие проблемы на всех типах моторов, но чем новее и мощнее мотор — тем уязвимее он к неисправности.
То, что у вас пробило прокладку ГБЦ могут сказать сразу несколько очевидных фактов:
- из выхлопной трубы идет сизый, черный или белый густой дым;
- двигатель отказывается запускаться;
- смешивание антифриза и масла вспенивают “массу”, и образуют крайне негативный тандем;
- повышение расхода топлива и явное снижение мощности, сопровождение работы мотора троением;
- в бачке ОЖ минимум жидкости с примесью эмульсии;
- трудный запуск мотора;
- засорение вентиляции картера и выдавливание сальников двигателя.
Наиболее распространенные причины прогара прокладки:
- перегрев мотора, возможно неоднократный;
- неправильный монтаж прокладки;
- неправильная затяжка болтов ГБЦ, не соблюдены меры по усилию и схеме монтажа;
- слишком большая степень сжатия за счет снятия 2-3 мм с поверхности ГБЦ;
- постоянная детонация;
- некачественная деталь.
Диагностика неисправности прокладки блока цилиндров не занимает долгого времени, и для этого не требуется демонтировать ГБЦ:
- осмотрите визуально расширительный бачок системы охлаждения, крышку радиатора и заливную масляную крышку двигателя. Если на маслозаливной крышке присутствует оранжевый налет, это говорит о смешивании масла с охлаждающей жидкостью. В расширительном бачке наличие масла говорит о себе жирными пятнами, в остальном ОЖ должна быть чистой и однородной;
- при запуске мотора наблюдаем какой дым выходит из выхлопной трубы, также следим за уровнем охлаждающей жидкостью — густой дым с снижение уровня ОЖ говорит о пробое прокладки;
- осмотрите стык между блоком и головкой блока цилиндров, при пробое прокладки между ними начнется пропуск газов и дыма, а также обильные масляные потеки.
Дедовский способ определить пробой прокладки
Для этого потребуется бутылка с водой. Запускаем двигатель, снимаем сапунный патрубок расширительного бачка охлаждающей жидкости и погружаем его в бутылку с водой. Наличие пузырьков в воде говорит о пробое прокладки, при их отсутствии и поступлении антифриза говорит о целостности.
Что делать при пробитой прокладке
Разумеется необходимо заменить прокладку путем демонтажно-монтажных работ. Некоторые автовладельцы, пытающиеся сэкономить руководствуются тем, что достаточно протянуть болты ГБЦ (и такое бывает), только при этом прокладку просто выдавит.
Как заменить прокладку и что для этого требуется
Далее будут мои рекомендации, касательно материалов, которые нам необходимы для замены прокладки ГБЦ:
- непосредственно прокладка;
- масло с масляным фильтром;
- охлаждающая жидкость;
- промывка для масляной и охлаждающей системы;
- прокладка клапанной крышки, впускного и выпускного коллектора;
- герметик;
- болты ГБЦ — необходимо промерять старые болты на вытягивание.
Процесс замены прокладки:
- все жидкости сливаются;
- производится демонтаж навесного оборудования, которое мешает высвободить головку — впускной и выпускной коллектор и сопутствующие детали;
- снимаем ремень или цепь ГРМ, предварительно установите маркером метки для дальнейшей беспроблемной установке головки на место;
- производится снятие клапанной крышки после необходимо открутить 10 болтов ГБЦ, к чему придется приложить усилия;
- снимаем головку.
После демонтажных работ головку необходимо промыть и отправить на опрессовку, чтобы не только шлифовать плоскость но и проверить герметичность головки — убить двух зайцев. В зависимости от автомобиля, вы можете снять 1-1,5 мм с плоскости ГБЦ для увеличения степени сжатия, если речь идет об отечественном автомобиле.
Процесс монтажа ГБЦ
- Устанавливаем новую прокладку ГБЦ далее ставить на свое место головку. Обратите внимание на то, чтобы головка блока цилиндров должна сесть плотно на посадочное место, а прокладка не съезжать. Далее монтируются болты ГБЦ по специальной схеме, которую вы можете найти в интернете. Также немаловажно соблюдать и последовательность затяжки болтов по усилию. Например: усилие для затяжки болтов 10 кг/см3, закручиваем динамометрическим ключом до щелчка все болты, после делается доворот 45 или 90 градусов.
- Далее устанавливается ремень или цепь ГРМ, после проворачиваем шкив коленвала для определения совмещения всех меток.
- Соединяем навесное к головке и двигателю.
- Заливаем в двигатель средство для промывки масляной системы и системы охлаждения. Согласно инструкции осуществляем промывку, так как при смешивании жидкости при пробитой прокладке, в блоке цилиндров и других деталях остались отложения этой смеси, которые будут пагубно влиять на двигатель.
- Заливаем новое моторное масло и охлаждающую жидкость, запускаем мотор и проверяем стабильность работы мотора и отсутствие запотевания в районе стыка между блоком и головкой блока цилиндров.
Как выбрать прокладку ГБЦ
Я рекомендую всегда устанавливать исключительно оригинальную прокладку, где будет уверенность в качестве исполнения. Также обратите внимание, что не некоторых модификациях двигателей предусмотрены прокладки разной толщины, которые компенсируют убранный слой с поверхности головки. Для дизельного мотора обычно выбирают прокладку средней толщины — мотор всегда работает прекрасно.
Также обратите внимание на то, что есть прокладки с нанесенным специальным клеящим составом, поэтому поверхность эту трогать нельзя. Этот клей необходим для того, чтобы прокладка надежно прилипла к головке.
Если же покупка оригинальной прокладки выходит накладно, тогда обращайте внимание на двух производителей: Victor Reinz и Elring. Качество этих прокладок всегда оставляет положительные отзывы.