Найти тему
История войн и оружия

Как немцы создавали свой штурмовик. Часть 1.

Работы по созданию самолета поля боя в Германии возобновились в конце 1920-х гг.

Фирма "Юнкерс" в 1928 г. построила истребитель-штурмовик К47 с мотором "Бристоль Юпитер". Самолет был двухместным монопланом с разнесенным двухкилевым оперением.

К47
К47

Вооружался самолет двумя наступательными и одним оборонительным пулеметом все калибра 7,92-мм. Крыло имело мощную механизацию для эффективного вывода из пикирования. Максимальную скорость он развивал 300 км/ч.

Он даже летал в СССР, три самолета вероятнее всего даже показывали свои пикирующие способности в секретном немецко-советском авиацентре в Липецке.

Известно также, что в 1934 г. на полигоне Фресон была отработана техника бомбометания с пикирования. В серию самолет не пошел.

Не 50
Не 50

Первым серийным пикировщиком стал биплан Не 50, сначала он должен был взлетать с корабельной катапульты и иметь поплавки для приводнения. Он должен был поднимать 250 кг бомб. Заказчиком самолета были японские моряки, у них интерес вызывала техника пикирующего бомбометания.

В 1932 г. уже были построены два "Хейнкеля", затем поступил заказ на три предсерийных самолета Не 50aL с мотором SAM 22В (взлетная мощность 600 л.с.), а затем на поставку 60 серийных Не 50А (12 машин получили мотор "Юпитер" VI).

Вооружался самолет двумя пулеметами, один синхронный для стрельбы вперед, другой турельный, он поднимал до 500 кг бомб. Но поднять полтонны бомб самолет мог только в одноместном варианте.

Поначалу Не 50 поступали в летные школы, 1 октября 1935 г. сформировали экспериментальное подразделение пикировщиков авиагруппу "Шверин". В апреле 1936 г. авиагруппа была преобразована в 1-ю группу 162-й эскадры пикирующих бомбардировщиков - I/StG 162. Дальше сформировали 2-ю и 3-ю группу пикировщиков.

Перов и Растренин считают, что при разработке устава люфтваффе немцы взяли за основу теорию глубокой наступательной операции Красной Армии, пикировщики должны были поддерживать танковые и механизированные соединения. Как такового термина "штурмовик" в уставе люфтваффе не было. Пикировщики должны были быть высокоточным оружием и сметать на пути танков артиллерию и минометы противника, огневые точки и узлы сопротивления противника. Кроме того, решали пугать врага устанавливая сирены и подавляя морально.

С осени 1936 г. Не 50А начали менять на "Хеншели" Hs 123А-1, этот полутороплан на четырех подкрыльевых узлах мог нести 4 50-кг бомбы и кидать их с пикируя под углом 60 градусов. Помимо этого самолет мог нести два контейнера с 92 2-кг осколочными бомбами. Под фюзеляж на качающуюся раму можно было подвесить 250-кг бомбу и тоже сбрасывать ее с пикирования. В фюзеляже можно было разместить 10 10-кг бомб. Два синхронных 7,92-мм пулемета MG17 стреляли через пулепроводы в фюзеляже. У земли максимальную скорость он развивал 330 км/ч, на 1200 м - 340 км/ч. Максимальная дальность около 815 км. Нормальный взлетный вес - 2 175 кг.

Hs 123
Hs 123

Но "Хеншель" хотя и неплохо проявил себя в Испании, оказался в тени нового "Юнкерса" Ю-87 пикировщика-моноплана. Он получил положительную оценку по результатам войсковых испытаний и боевого применения в Испании.

Ju-87
Ju-87

Осенью 1938 г. производство "Хеншелей" было прекращено, на 10 мая в люфтваффе осталась только инструкторская группа с 45 боеспособными Hs 123.

По следам испанских событий в апреле 1937 г. Технический департамент Германии сформировал требования к штурмовику, специально для непосредственной поддержки войск на поле боя.

Самолет должен был быть одноместным, иметь два мотора, небольшие геометрические размеры, бронезащиту пилота и двигателей, вооружаться он должен был двумя 20-мм пушками MG-FF и пулеметами, которые должны были быть размещены около оси самолета.

Штурмовик на базе Fw 189V-lb
Штурмовик на базе Fw 189V-lb

В конкурсе участвовали четыре фирмы: "Гамбургский авиазавод" (позднее переименованный в "Блом унд Фосс"), "Фокке-Вульф", "Гота" и "Хеншель".

"Фокке-Вульф" переделал в штурмовик свой двухбалочный 189-й, он получил два мотора "Аргус" As 410 с взлетной мощностью 430 л. с., а "Гамбургский авиазавод" свой ассиметричный двухмоторный P.40 с двумя 1000-сильными моторами DB600.

"Гота" не справилась с заданием и отказалась от участия в конкурсе.

Победила же фирма "Хеншель", которая разработала свой оригинальный самолет поля боя. Весной 1939 г. первый опытный бронированный штурмовик "Хеншель" Hs 129 V-1 вышел на испытания. Летом 1939 г. испытывались версии V-2 и V-3.

"Фокке Вульф" на штурмовике FW 189V-lb поменяли центральную гондолу на бронекабину, в которой размещались пилот и воздушный стрелок. Самолет получил один оборонительный 7,92-мм пулемет MG 15, прицеливались через бойницу в бронекабине.

Пилот смотрел вперед через небольшое бронестекло, которое ставилось спереди в откидываемом назад фонаре.

Весной 1939 г. самолет передали на испытания.

Из-за тяжелой бронекабины летные данные управляемость машины ухудшилась. Экипаж требовал улучшить обзор вперед и назад, так как стрелок вообще не видел истребитель, который сидел на хвосте штурмовика. Увеличили площадь остекления кабины пилота, бойницу стрелка поменяли на амбразуру. Обзор немного уличшился.

Тяжелая бронекабина сильно ухудшила летные данные и управляемость машины. Кроме того, экипаж потребовал улучшить обзор как вперед, так и назад (во время испытаний стрелок не смог обнаружить истребитель, который висел на хвосте штурмовика). Площадь остекления кабины пилота увеличили, а бойницу стрелка заменили на амбразуру. Обзор вошел в норму, хотя и оставался недостаточным.

"Фокке Вульф" испытывался совместно с "Хеншелем", оба самолета показали посредственные летные данные и управляемость. "Фокке Вульф" даже сослепу врезался в ангар при планировании.

Тем не менее "Фокке Вульф" получил заказ на второй опытный самолет-штурмовик FW 189C с более мощными моторами As410A-l со взлетной мощностью 465 л. с. В центроплане расположили 2 20-мм пушки MG-FF и 4 7,92-мм пулемета MG 17. Стрелок получил спарку пулеметов MG 81 на подвижной установке.

Но "Фокке Вульф" запоздал, он только испытывался, а "Хеншель" уже проходил войсковые испытания. Работы по FW 189C были прекращены. Был заброшен и проект "Хеншеля" под впечатлением успехов Ю-87 в польской и французской кампании руководство люфтваффе потеряло интерес к бронированным штурмовикам.

Согласно немецкой доктрине авиации поля боя должна была решать тактические и оперативные задачи, поэтому продолжили совершенствовать Ю-87 и прекратили доводку "Хеншеля".

По временем стало ясно, что "Юнкерс" оказался самолетом, который не вполне эффективно содействовал своим войскам.

-6

Истребители "Мессершмитт" Bf 109Е-4/В и Bf 110С-4/В применялись как штурмовики, правда "Эмиль" (E) по факту мог поднять только 100 кг бомб, бронирован он были как и Hs 123А слабовато.

Плюсом "Мессершмитта" была его высокая скорость, угловое смещение по вертикали было очень высоким, что затрудняло прицеливание мелко- и среднекалиберной зенитной артиллерии. Но бомбометание и стрельба из пушек и пулеметов не отличалась большой точностью, особенно на малых высотах.

Биплан Hs 123 имел отличную маневренность в горизонтальной и вертикальной плоскости, что позволяло ему уворачиваться от зенитного огня и лучше применять вооружение. Самолет имел живучий двигатель воздушного охлаждения, пикировал под углом 60 градусов и мог держать удары зенитных снарядов.

В сентябре 1941 г. на фронте появились первые предсерийные штурмовики Hs 129B-0. Он вооружался двумя 20-мм пушками MG151/20, двумя 7,92-мм пулеметами MG17, мог поднять в перегрузку 350 кг: четыре 50-кг бомбы под фюзеляжам, две 50-кг под консолями крыла и две 25-кг бомбы в фюзеляжном бомбовом отсеке.

Hs 129
Hs 129

Также под консолями крыла можно было подвесить два контейнера типа АВ24 на 24 противопехотные 2-кг осколочные бомбы.

На испытаниях немецкие пилоты завысили эффективность штурмовиков, рассказав о поражении десятков советских танков под Вязьмой. Но 20-мм пушка могла поразить только легкие Т-60 и Т-70 при угле пикирования 50 градусов и выше, хотя "Хеншель" мог пикировать только под углом 30 градусов, при большем угле вывести его из пикирования было невозможно.

Самолет плохо летал, что сказывалось на точности стрельбы.

Более-менее эффективно самолет мог атаковать слабо- и не бронированные цели.

Вранье с фронта поспособствовало запуску "Хеншеля" в серию. С января по апрель 1942 г. выпустили 44 Hs 129В. На фронте подвешивали под фюзеляжем 30-мм пушку МК101, бомбовая нагрузка падала до 100 кг.

-8

Немцы попытались опытным путем установить эффективность 30-мм пушки, результаты были удручающими, но руководству опять наврали.

Прицепились за то, что один снаряд попал в сварной шов и прошел 120 мм, что боеспособность танка не нарушало.

В реальности бронебойный снаряд пушки с 300 метров при нулевом угле встрече пробивал только броню толщиной до 44 мм, а подкалиберный - до 52 мм.

Легкие танки Т-60 и Т-70 30-мм пушка могла все же поразить с дистанции 300 - 400 м. Броню башни Т-34-76 снаряд мог пробить с 250 м, бортовую с 600 м.

Но по расчетам для поражения "тридцатьчетверки" требовалось 40 - 50 машин. Из-за рассеивания снарядов пушки.

В июне 1942 г. самолеты с 30-мм пушки начали использоваться, немцы заявили о поражении 23 советских танков и большого количества пехоты.

"Хеншели" страдали от ненадежных моторов, "Гном и Роны" останавливались, не терпели никаких боевых повреждений, были чувствительны к пыли и песку. 5-мм броня снизу капотов пробивалась даже пулями 7,62-мм калибра.

Самолет не держал русские морозы. Лопались шины, замерзала смазка и маслопроводы и др. Моторы отрабатывали 40 часов вместо 200 штатных.

Пушка отказывала из-за попадания снега и грязи, которые поднимали пропеллеры при взлете.

Со временем 30-мм пушки сняли и повесили бомбодержатели, пилоты теперь в голос утверждали, что поразить танк невозможно.

Но пришло указание руководства повесить пушки обратно.

Штурмовик с 30-мм пушкой и пилонами под 50-кг бомбами сильно терял в скорости до 305 км/ч, что вело к поражению его всеми видами огня с земли и истребителями.

Продолжение следует

Спасибо за прочтение.

Источник: Растренин Штурмовики люфтваффе, Самолеты поля боя