Когда начинаешь разбираться с историей отечественного машиностроения, то и дело натыкаешься на удивительные разработки и отличные машины, которые были не просто свидетельством живой технической мысли изобретателей, но и находили себе применение в повседневной жизни. Многие из них оказались забыты, и это несправедливо.
МТЗ 52К
Трактор МТЗ (он же «Беларусь») известен каждому. Его модификации – уже далеко не всем. А чудо, созданное Минским заводом вместе с грузинскими специалистами из ВНИИГрузсельмаш (г. Тбилиси), лишь немногим.
Модель МТЗ 52К позволяла обрабатывать почву на крутых горных склонах. Гидравлическая система с помощью бортовых качающихся редукторов и переднего ведущего моста с параллелограммным устройством перекашивала оси трактора относительно склона и удерживала кабину в вертикальном положении.
Успешные испытания этой модели прошли в Грузии, Киргизии и Молдавии.
Для сельского хозяйства предгорий такая машина была спасением. Причем оказываясь на ровной поверхности, трактор работал, как обычный «Беларусь».
Надо заметить, что для обработки почвы у него имелись разные плуги. В какую сторону он бы ни двигался, земля не должна была откидываться вниз по склону.
ШУ-356
И это тоже продукт Минского тракторного завода. Внешне кажется, что перед вами небольшой грузовичок, передние колеса которого значительно меньше задних.
На самом деле – это универсальное шасси, которое должно использоваться для крепления различных навесных и полунавесных орудий, для буксирования прицепных механизмов, перевозки грузов и даже для привода стационарных машин.
То есть это замаскировавшийся под грузовик трактор-трудяга-универсал.
Колесная формула 4х4, так что тракторная проходимость никуда не девается. Зато внешне аппарат выглядит, как автомобиль футуристического дизайна с очень неплохой грузоподъемностью и несомненной востребованностью.
МТЗ-50Х
И это тоже МТЗ. Правда, выглядит трактор как-то странно. Впереди у него всего одно колесо, да и весь он как-то задран, словно аккуратист, который подобрал полы пальто, переходя грязную дорогу. Аккуратист и есть.
Трактор с увеличенным клиренсом был разработан Минским заводом совместно с Ташкентским тракторным заводом и выпускался для обработки хлопка.
Отсюда и необычная посадка, и одинокое (или сдвоенное) переднее колесо. Все эти параметры диктовались геометрией хлопковых посадок с междурядьем в 90 см.
Испытания хлопководческой модели трактора «Беларусь» проходили с 1963 по 1966, а производство продолжалось с 1969 по 1977. Затем оно было перенесено на Ташкентский тракторный завод.
Уверен, что есть и другие отечественные тракторы, которые я упустил. Ваш лайк и подписка помогут мне с ними разобраться.