Сегодня, из автолюбителей мало кто не знает, что такое декстрон. Это одна из наиболее популярных жидкостей для АКПП. Именно жидкостей, а не масел. В дословном переводе ATF, означает жидкость для автоматических трансмиссий. Сегодня существует несколько стандартов, поэтому разберемся с составами и свойствами.
Источник: https://autostuk.ru/dekstron.html
Какие бывают
Первая жидкость этой марки была разработана концерном Дженерал Моторс и выпущена в 1968 году. Продукт получил название Dexron, со временем это название переросло в торговую марку специальных жидкостей, выпускаемых под АКПП и не только.
Первый Декстрон производили 4 года, затем прекратили. Одной из причин было использование китового жира в составе. Защитники природы заявили протест против убийства китов. В 1973 году вышел закон, запрещающий применение животных или растительных компонентов, полученных из редких видов животных и растений. Второй причиной, стали низкие показатели жидкости, при нагревании коробки. Она начинала терять свои смазывающие свойства.
В 1972 году, выпустили Dexron IIC. В основе его применялось масло жожоба. Недостатком стало появление коррозии элементов охлаждения коробки. Уже в 1975 выпустили следующую модификацию, включавшую в состав антикоррозионные присадки. Маркировалась продукция Dexron IID. Недостатком которого стала его гигроскопичность (способность впитывать влагу из воздуха). Из за этого, жидкость перестали использовать в АКПП.
Следующим звеном эволюции стал Декстрон IIE. Эта жидкость, уже не была настолько гигроскопичной. Выпускалась в период 1980-93 годы. Основным отличием IID и IIE стала основа. IID – имеет минеральную основу, а следующее поколение – синтетическую. За счет синтетики, IIE лучше сохраняет вязкость при повышенных/пониженных температурах, и служит дольше.
Dexron III – новое слово в развитии технологии. Обладает гораздо лучшими свойствами сохранения вязкости и текучести. Сегодня, именно эта жидкость применяется большинством производителей в автоматических трансмиссиях. Основным ее достоинством является способность взаимодействовать (свободно смешиваться без потерь свойств) со всеми предыдущими поколениями Дексрон, и полностью их заменить.
В 2005 году выпустили Dexron VI. Которую разработали под новую 6-ти диапазонную коробку Hydra-Matic 6L80. Эта коробка нуждалась в жидкости высокой текучести, повышенной смазывающей способности и защитой от коррозии. Шестой Декстрон от третьего отличается более низкой степенью вязкости при температуре 100 градусов. Декстрон 6 имеет показатель 6,5, а третий 7,5. За счет этого снижены потери мощности на трение, и повышена экономичность расхода бензина.
Где применяется сегодня
Сегодня декстрон применяется не только в коробках-автоматах:
- Декстрон Gear Oil– используют внутри дифференциалов и муфт автомобилей и грузовиков как моно так и полноприводных. Такая жидкость имеет высокую степень вязкости, что эффективно защищает детали от износа, даже при высоких или низких температурах. Существует две разновидности: для систем с самоблокирующимся дифференциалом, и систем с открытым дифференциалом.
- Декстрон MTF– создан для МКПП легковых машин и грузовиков. Сейчас ведутся разработки для улучшения свойств и применения жидкости в механике фирменных автомобилей Дженерал Моторс.
- Декстрон DCTF– разработан под роботизированные коробки, имеющие два сцепления. Используется в трансмиссии с сухим типом сцеплений.
- Декстрон Hydraulic Fluid– жидкость для гидравлических приводов. Отлично передает вращение от мотора к колесам. Защищает все детали от ржавчины. Рекомендован к применению в контроллерах КПП с двойным сцеплением.
- Декстрон PSF– предназначен для применения в ГУР автомобилей.
- Декстрон TDF– для вариаторов, с тороидальной передачей вращения. Для безступенчатых клиноременных вариаторов жидкость еще на стадии разработки.
В зависимости от климата
Рекомендации от Дженерал Моторс по применению Декстронов, в зависимости от климата в стране:
- Классификация IID – рекомендуется для стран с зимней температурой до -15 градусов по Цельсию.
- Классификация IIЕ – рекомендована для стран с морозами до -30 градусов.
- Классификация III – для стран, морозы не превышают -40 градусов.
- Классификация VI – можно использовать в стране, где морозы не опускаются ниже -40.
Можно ли их смешивать
Смешивание жидкостей, наиболее острый вопрос, способный загнать в тупик даже профессионалов. Самим производителем, рекомендуется применять доливку другого типа жидкости к уже имеющейся, если это допускается техническими условиями самой коробки. Например:
- смешивание типов IID (минералка) и IIE (синтетика) вызывает реакцию с выпадением осадка. Происходит потеря свойств жидкостей. Что фатально(смертельно) для коробки-автомата;
- смешивание минеральных основ IID и III Декстронов допускается, при условии, что жидкость от одного производителя, либо присадки от разных производителей не конфликтуют между собой. Иначе произойдет ухудшение свойств, что вредно для деталей АКПП. Отличия декстрон 2 от декстрон 3 в их свойствах и присадках. Применение или доливка более новой модификации допустима, при совпадении основы и производителя.
При полной замене
Разумнее и безопаснее будет выполнить полную замену жидкости, без риска неправильного смешивания, однако всегда ли это можно делать:
- замена IID на IIE допускается для любых типов коробок. Их свойства практически идентичны, поэтому вреда не будет;
- замена IIE на IID не рекомендуется, так как жидкость предыдущего поколения может не справиться с требованиями коробки под жидкость следующего поколения;
- модификацию III разрешено использовать в коробках, где раньше применялась II. При условии, что модификаторов понижающих трение у III Декстрона больше;
- применение Декстрона II вместо III, даже при равном количестве модификаторов, и совпадении свойств категорически запрещается;
Как избежать подделки
Дорогое – значит не подделка, это заблуждение, шанс вычислить подделку по стоимости 50 на 50. вероятнее всего подделка продается по цене настоящей жидкости, поэтому при покупке, например Декстрон 6 нужно смотреть:
- декстрон 6 gm артикул, их всего два (19391527 или 1940184), для других разновидностей предварительно изучите возможные артикулы;
- фирменная жидкость снабжена знаками опознавания: Голограмма на этикетке, на днище емкости рельефные символы и штрихкод, по которому на сайте производителя можно будет проверить подлинность продукта;
- приобретение товара в фирменной торговой точке, сильно снижает риск подделки, однако не дает 100% гарантии ее избежать, поэтому все равно проверьте товар по описанным выше приметам.
Итоги
Не стоит экспериментировать с АКПП, заливая разные жидкости и надеясь на их совместимость. Лучшая жидкость для автомата, та что предписана производителем. Это избавит от дорогого ремонта, проскакивания передач, рывков, щелчков и прочих неприятностей. Дело в том, что детали рассчитаны на определенную жидкость, и переход даже на более качественную и современную жидкость, для деталей может оказаться губительным.