Всех приветствую! Наверняка многие люди слышали необычное слово - "козление". Кто-то может подумать, что это жаргонное слово, однако данный термин используется в авиации официально.
В этой статье я расскажу вам о том, что же на самом деле скрывается под термином "козление".
Давайте разберёмся
Авиационным термином "козление" обозначают ситуации, когда во время посадки самолёта происходит его отделение от взлётно-посадочной полосы после касания шасси поверхности ВПП. Если говорить простым языком - когда самолёт прыгает по полосе, это значит, что происходит козление.
Такие ситуации возникают вследствие ошибки пилотирования, реже - из-за конструктивных особенностей самолёта или другого летательного аппарата.
"Козлению" способствует неправильно выбранная скорость захода на посадку. Также ситуацию может усугубить попутный ветер, дефекты конструкции амортстоек шасси , высокая температура воздуха за бортом и даже неровность поверхности полосы (чаще всего наблюдается на грунтовых аэродромах).
На просторах YouTube я нашел наглядный пример козления:
Существует несколько разновидностей "козления":
«Скоростной козёл» - такая ситуация возникает при заходе на посадку с превышением посадочной горизонтальной скорости. Это связано с экранным эффектом, возникающим при приближении крыла к поверхности полосы. Увеличивающаяся подъемная сила буквально подбрасывает самолёт вверх, после чего она резко уменьшается.
«Бесскоростной козёл» - здесь ситуация противоположна первой. Козление возникает при нормальной или сниженной горизонтальной скорости при посадке. При этом вертикальная скорость превышена. Если приземление осуществляется на переднюю стойку, после этого могут образоваться осевые колебания фюзеляжа, в результате чего мы и можем наблюдать, как самолёт скачет.
Ну и самая серьезная разновидность - «прогрессирующее козление». Тут всё просто - возникает рост амплитуды подскоков, но при этом резко снижается горизонтальная скорость. В таких ситуациях самолет может попросту разрушиться из-за перегрузок. Из такой ситуации крайне сложно выйти без последствий. В военной авиации вообще могут применить тормозной парашют, чтобы избежать прогрессирующего козления.
Стоит отметить, что опытные пилоты намного реже попадают в подобные ситуации.
Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Всем спасибо за внимание :)