Лет 10-15 назад мотошколы в Москве можно было пересчитать по пальцам и вопрос в выборе не стоял так остро. Выбирать можно было буквально из нескольких. Сейчас ситуация изменилась. После введения обязательного прохождения обучения для подготовки к сдаче экзамена на категорию «А» увеличился поток учеников и практически все автошколы, которые ранее занимались только подготовкой водителей автомобилей, обратили внимание на новый источник заработка. Кроме того, вырос спрос на сами мотоциклы, и соответственно, спрос на услугу – обучение вождению мотоцикла.
Школы можно условно разделить по принципу возникновения
- Мотошколы, изначально занимающиеся исключительно вождением мотоциклов.
- Курсы на категорию А при автошколах.
В те времена, когда обучение на категорию "А" было необязательным, мотошколы из первого пункта занимались исключительно водительским мастерством. Разумеется, в силу своего собственного понимания процесса. И сейчас в разных школах можно встретить толкование одного и того же процесса диаметрально противоположными постулатами, или объяснение какого-либо явления исходя из каких-то своих личных убеждений, не основанных ни на законах физики, ни на здравом смысле. Здесь стоит отметить, что в таких школах в большинстве случаев инструкторы идейные и стараются. Чего не скажешь о школах из пункта два. Зачастую, там выдают мотоцикл, показывают упражнения и дальше занимаются своими делами. Клиент заплатил за курс и он более неинтересен. Второй раз он не придет сдавать на права. Услуга одноразовая. Конечно же, как и в школах из первого пункта, так и из второго могут быть исключения. В хорошо разрекламированной школе вождения инструкторы могут не обращать внимания на ученика, а на курсах в автошколе может попасться ответственный и грамотный инструктор, любящий свое дело. И, что характерно, после окончания любой школы люди все же садились на мотоцикл и ехали. Кто-то раньше, кто-то позже. Иногда вопреки, а иногда благодаря стараниям инструкторов.
После введения обязательной подготовки на категорию А, школы вождения постепенно стали смещать акцент именно на эту услугу – подготовка к сдаче экзамена. А ученики, которые раньше приходили в мотошколу, чтобы научиться ездить на мотоцикле, стали больше времени уделять не собственно водительскому мастерству, а отработке экзаменационных упражнений. Что в конечном итоге привело к снижению качества обучения. С момента введения обязательного обучения количество мотошкол начало увеличиваться лавинообразно, что еще сильнее повлияло на качество обучения в целом. Дополнительным критерием в выборе мотошколы может служить ее возраст: если школа была создана после введения обязательного обучения (2013 г), то вероятность того, что это бизнес-проект весьма высока.
Как понять, чему вас будут учить? На сайте школы должна быть опубликована программа обучения. Найдите эту программу и внимательно ее прочитайте. Отсутствие такой программы или плана обучения на сайте школы - признак коммерческого проекта или может свидетельствовать о некомпетентности создателей в области обучения вождению.
Можно ли доверять тому, что пишут мотошколы о себе? Конечно же нет! Каждая мотошкола напишет о себе, что она лучшая, что инструкторы самые опытные и, пройдя 2-х дневные курсы гуру, создали свою собственную "авторскую" методику. Один из самых главных критериев оценки мотошколы - это отзывы на сторонних ресурсах. Не стоит читать отзывы о школе на ее же сайте - это стопроцентное рекламное вранье.
Уровень компетентности инструктора проверить сложно, тем более начинающему мотоциклисту. Один из самых простых и очевидных маркеров некомпетентности - руление поворотом головы.
Также оценить уровень инструктора можно по его достижениям в каком-либо виде мотоспорта. Никто и никогда не будет скрывать свои достижения в любом виде соревнований, связанных с мотоциклами, поверьте!
Не спешите подписывать договор, возьмите пробное занятие. Можно в разных школах. Посмотрите, как организован процесс, насколько клиентоориентирована школа. Как организована запись на занятия, посмотрите на парк техники. Поинтересуйтесь, будут ли именно эти мотоциклы на экзамене, нужно ли доплачивать за повторную пересдачу, есть ли внутренний экзамен и как происходит допуск к экзамену в ГАИ? Поприсутствуйте на занятии, посмотрите, чем занимается инструктор, спросите у учеников, довольны ли они.
Но, как показывает практика, люди руководствуются совсем другими критериями, увы. Это в первую очередь цена и местоположение.
Если вы дочитали до этого места, то надеемся, что вам проще будет принять верное решение, ведь от качества обучения будет зависеть не только ваш комфорт и бюджет, но и здоровье и жизнь.