Знаете что за машина на картинке? Это первый советский серийный автомобиль АМО-Ф-15, который сошел с конвейера спустя два года после образования первого в мире государства рабочих и крестьян.
Впрочем, как и большинство детищ советского автопрома, этот грузовик не был нашим отечественным ноу-хау. Автомобиль был разработан советскими инженерами на базе "итальянца" Fiat 15 Ter. Последний, в свою очередь, собирался на заводе "Автомобильное Московское Общество" (откуда и аббревиатура в названии) с 1917 по 1919 год.
Первый грузовик под маркой и наименованием АМО-Ф-15 сошел с конвейера 1 ноября 1924 года. От своего итальянского прототипа машина имела ряд существенных отличий, а именно: за счет уменьшения диаметра маховика удалось добиться увеличения дорожного просвета; была увеличена площадь радиатора, за счет чего изменилась и форма капота; деревянные спицы на колесах были заменены на штампованные диски; изменилась конструкция карбюратора и сцепления.
Примечательно, что электростартер появился на авто только в 1928 году. До этого заводить "Ф-15 приходилось кривым. Не было на грузовике поначалу и штатного освещения, а сигнал представлял собой механическую дудку-клаксон.
Но и это еще не все уникальные особенности первой советской машины. Так, кабина была выполнена из дерева, а руль и органы управления располагались справа. Но ладно бы если только справа... До 1927 года рычаги КПП и ручного тормоза находились за бортом. Соответственно, дверь в кабине была только одна - слева.
Примечательно, что на базе АМО-Ф-15 в 20-е годы строили практически все машины специальных и государственных служб от "скорой" и "пожарки" до рейсовых автобусов, штабных автомобилей РККА и инкассаторских фургонов.
В целом авто со своими задачами справлялся неплохо, но омрачала ситуацию себестоимость производства. Так, на момент начала серийной сборки в 1924 году выпуск одной единицы стоил 18 000 рублей. И даже когда к 1927-му году производство удалось удешевить до 8,5 тысяч, американский грузовик Ford со схожими характеристиками и превосходящим качеством вместе с доставкой в Союз обходился в 800-900 руб.
Всего с 1924 по 1931 год было собрано порядка 6.5 тысяч таких машин. Однако на сегодняшний день сохранилось лишь три экземпляра, да и те в виде музейных экспонатов.
История Adaperio: каким был первый авто в СССР?
1 минута
38 прочтений
16 октября 2020