Легкие крейсера. Колониальные охранники."Ява".
Легкие крейсера.Изысканный джентльмен. "Де Рёйтер".
Легкие крейсера. Последний герой. "Де Рёйтер".
Эсминцы.Голландские адмиралы. «Ван Гален».
Эсминцы. Адмиралы королевы исполнили свой долг."Ван Гент".
Подводные лодки. Во имя королевы. "O 21"
Броненосцы береговой обороны ."Потемкин" южных морей."Де Зевен Провинсиен".
Броненосцы береговой обороны.Только для внутреннего плавания. «Эвертсен».
Броненосцы береговой обороны. Монитор Ее Величества. «Рейнир Класцен».
Бронепалубные крейсера. Судьбы малых голландцев. «Холланд».
Бронепалубные крейсера. Голландская королева. «Кёнигин Вильгельмина дер Нидерланден»
Канонерские лодки. Пятидневная тоже война. «Йохан Мауриц ван Нассау»
Канонерские лодки. «Летучий голландец» с Кюрасао. «Ван Кинсберген»
Канонерские лодки. Во имя королевы. «Матарам»
Канонерские лодки. Малыши с большими пушками. «Водан»
Крейсера. Покорители Ачеха. «Атжей»
Крейсера. Человек и фрегат. «Анна Павловна»
Крейсера. Дни величия и славы на море остались в прошлом... «Джамби»
Крейсера. Избиение самураев. Корвет «Медуза»
Королевский(с 1905 года) флот Нидерландов, Royal Netherlands Navy (Koninklijke Marine, Конинклийке Maринe) свою родословную ведет от указа о статуте адмиралтейства, изданного 8 января 1488 года императором Священной Римской империи Максимилианом I(голландские провинции тогда входили в данную империю). Независимый же голландский флот появился в период Восьмидесятилетней войны (1568–1648) и юридически был оформлен с провозглашением в 1597 году Голландской республики.
Огромный флот маленькой Голландии в 17-м веке был одним из мощнейших в мире, как основной игрок он принял участие в четырех англо-голландских войнах, в различных коалиционных войнах, колониальных сражениях на просторах планеты. В третьей войне голландцам пришлось воевать против объединенного англо-французского флота. По данным французов, в 1669 году голландский флот насчитывал около шести тысяч единиц (не включая лодки и галиоты)с тоннажем в 600 тыс. тонн и штатом около 48 000 моряков.
Флот Нидерландов при этом состоял из пяти отдельных адмиралтейств- трех в Голландии и по одному в Зеландии и Фрисландии. Каждое адмиралтейство имело свои корабли, свой штат, свои верфи, бюджет и командование.
После "Славной" революции голландцы на четверть века стали союзниками уже для Англии. Теперь уже в основном против Франции. После войны за испанское наследство Голландия приходит в упадок и уже к концу 18-го века голландский флот окончательно уступил первые места англичанам и французам. Четвертая англо-голландская война в итоге успокоила голландские амбиции.
Во время наполеоновских войн Батавская республика, а затем королевство Голландия предоставили свой, уже более скромный, флот в распоряжение Франции. В 1813 году независимость Голландии была восстановлена, но морское могущество было уже недостижимым. Основной задачей стало сохранение колоний, особенно Ост-Индии (Индонезия). В середине века там находилось 60% голландского флота.
Первый голландский паровой фрегат "Admiraal van Wassenaar" вступил в строй в 1857 году. С появлением броненосцев голландцы построили серию мониторов и два башенных броненосных тарана "Принс Хендрик дер Недерланден" и "Конинг дер Недерланден" . Первые броненосцы пришлось покупать за границей, но уже в 1867 году амстердамская казенная верфь "Рейксверф" была переоборудована под работу с металлом. В 1890 годах голландцы построили несколько броненосцев береговой обороны и бронепалубных крейсеров, предназначенных в основном для колоний.
Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в 1895 году во флоте имеется: судов для защиты портов 28, крейсеров 1 разряда 1, 2 разряда 9, 3 разряда 75; торпедных лодок 1 разряда 28, 2 разряда 3, 3 разряда 6.
11. Военный и торговый флаги.
Согласно Военной энциклопедии Сытина- Флот. Для защиты своих богатейших колоний Голландии необходим был сильный флот, который в истории и создал ей славныя страницы; но в наст. время все богатства страны не позволяют небольшому государству, население котораго составляет всего ок. 900 тысяч человек, и думать о создании военно-морской силы в том грандиозном масштабе, который принят современными великими державами. Охрана богатых колоний Голландией может основываться на соперничестве между собой морских держав, на международных договорах и соглашениях о нейтралитете.
Последний не только может, но, вероятно, и будет нарушен в первую большую войну на европейском континенте, в силу географ. положения этой страны, между возможными противниками. А вместе станут беззащитными и колонии. Не расчитывая отстоять их открытой силой от возможных покушений первоклассных держав, Голландия поставила себе задачей защиту своего нейтралитета.
Соответственно такой задаче в 1897 г. была установлена программа судостроения, предусматривающая состав флота: 8 броненосцев, 7 бронепалубных крейсеров, 8 малых броненосцев для обороны внутренних вод, 3 монитора, 21 большой и 12 малых миноносцев, 14 канонерских лодок и 5 шхун для охраны рыбных промыслов. Личный состав флота должен состоять из 670 офицеров и 10.290 нижних чинов.
Программа эта не была выполнена до 1911 г., и в этом году Голландия имела: 6 броненосцев в 5-6 тысяч тн., постройки 1900-09 гг., скорость хода 15-17 узл., со смешан. вооружением в II - 9-11″ и IV - 6″ орудий, при нескольких скорострельных пушках и 1-2 подводных минных аппаратах, поясной и башенной броней в 5-8″; 3 устарелых броненосца береговой обороны в 3.500 тн. и 1 такой же монитор в 2.500 тн., не имеющих в настоящее время боевого значения также, как и несколько бронепалубных крейсеров и канонерских лодок 90-х гг. прошлого столетия, 2 готовых подводных лодки в 350 тн., с ходом 16 узл. над водой и 11 узл. под водой, 2 строющихся, в 140 тн., с ходом 8-11 узл. и 1 учебная, в 120 тн. Порта: Виллемсоорд, Геллефотслуиз, Роттердам1 и Амстердам .
Нидерланды в начале века были промышленно развитым государством с большими и богатыми колониями. Флот, в основном, Голландия строила для себя сама. При этом создавая порой самобытные и интересные корабли.
Кораблям голландского Королевского флота присваивался префикс HNLMS, Her Netherlands Majesty s Ship или His Netherlands Majesty s Ship (Корабль его или ее королевского нидерландского величества)или на голландском «Hr.Ms.» (аббревиатура от «Harer Majesteits», «Её Величества») или «Zr.Ms.» (аббревиатура от «Zijner Majesteits», «Его Величества»).
Перед первой мировой войной были планы обзавестись несколькими линкорами дредноутного типа. Парламент летом 1913 года абсолютно серьезно дискутировал новую кораблестроительную программу на 9 дредноутов (по 20 700 т каждый), 14 эсминцев (6 по 1200 т и 8 по 500 т), 8 миноносцев, 8 больших ПЛ и 2 минных заградителей. При этом метрополию должны были стеречь 4 дредноута, а Ост-Индию-5. Разработку проектов предложили немцам и англичанам. Естественно, финансово для Голландии эти расходы были неподъемными.
В итоге в 1915— 1918 годах на голландских верфях были заложены лишь 3 легких крейсера типа «Ява» и 8 больших подводных лодок серии К. Но все эти корабли (за исключением крейсера «Целебес», строительство которого прекратили вскоре после закладки) вошли в строй только в 1920-е годы.
Во время мировой войны Голландии удалось сохранить нейтралитет, при этом активно торгуя с обеими сторонами. Но торговые суда голландцев топили тоже обе стороны. Торговый флот потерял около 230 тысяч брт тоннажа.
К окончанию Первой мировой войны ВМФ Нидерландов располагал 7 броненосцами береговой обороны, 4 устаревшими крейсерами, 8 эсминцами, примерно 40 миноносцами, 10 подводными лодками и рядом более мелких кораблей.
После войны планы развития флота были рассчитаны на нейтрализацию основной угрозы- интереса Японии к ост-индским колониям. Достроенных в 20-х двух крейсеров типа "Java", трех подлодок типа K-VIII и трех типа 0-9 для этого было мало.
Следующие десятилетие голландцы обновляли корабельный состав, заменяя устаревшие корабли. Флот получил еще один крейсер, 8 эсминцев, 13 подлодок, 3 канонерки, 8 минзагов и 12 тральщиков.
Предвоенная ситуация заставила принять наиболее амбициозную программу по строительству 4 крейсеров, 4 эсминцев, 9 подлодок и других кораблей и катеров.
В 1939 году решили усилить флот двумя-тремя линейными крейсерами проекта 1047 (28 315 т; 34 уз.; толщина брони: пояс — до 225 мм, палуба — 100 мм, башни — до 300 мм; 9 283-мм, 12 120-мм, 14 40-мм, 8 20-мм, 2 самолета). По ним были начаты проектные работы, но до закладки дела не дошло.
Принципиальной политикой Нидерландов было строительство кораблей флота только на отечественных верфях, благо, возможности позволяли. При этом, конечно, присутствовала кооперация с немецкими и британскими поставщиками, а артиллерию местные заводы в основном выпускали по лицензии шведской "Бофорс".
В итоге, к началу Второй мировой войны голландский флот располагал 4 легкими крейсерами (плюс 1 в достройке), 8 эсминцами (плюс 2 в достройке), 8 миноносцами, 23 (плюс 7 в достройке)подлодок, 7 канонерок, 11 минзагов, 16 тральщиков и множеством вспомогательных кораблей и судов.
В этот раз отсидеться у голландцев не получилось, 10 мая 1940 года немецкие танки, бомбардировщики и парашютисты ввергли страну в хаос. Голландская армия через 4 дня капитулировала, а территория страны была оккупирована немцами.
Штаб-квартира голландского военно-морского флота переехала в Лондон, а в Шри-Ланке и Австралии были открыты небольшие офисы.
Под британское командование перешли оставшиеся в европейских водах крейсер "Jacob van Heemskerk", эсминец "Isaak Sweers", миноносцы Z-5, Z-6, Z-7, Z-8, подводные лодки 0-10, 0-11, 0-14, 0-15, 0-21, 0-23, 0-24, канонерские лодки "Flores" и "Gruno", минный заградитель "Jan van Brakel", тральщик "Jan van Gelder" и 24 вооруженных траулера.
В Вест-Индии находились шлюп "Van Kinsbergen" и 3 вооруженных траулера.
Большая часть оставшихся голландских кораблей находились в составе военно-морских сил Голландской Ост-Индии (Zeemacht Nederlands-lndie), адмирала Хелфрика.
Ост-Индская эскадра (вице-адмирал Доорман)
Крейсера "De Ruyter" (флагман), "Tromp", "Java", в ремонте - "Sumatra". Дивизион эсминцев: "Kortenaer", "Witte de With", "Piet Hein", "Banckert", "Evertsen", "Van Nes",в ремонте - "Van Ghent".
Флотилия подводных лодок: плавбаза "Zuiderkruis"; подлодки О-16, K-XVII , K-XIII, К-ХИ, K-XI,K-XIV, K-XV, K-XVI,О-16, О-20; в ремонте - K-VII, K-VIII, К-Х,K-IX, K-XVIII.
Военно-морское силы Индий (адмирал Хелфрик)
Канонерская лодка "Soemba";Торпедный дивизион: ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6, ТМ-7, ТМ-8, ТМ-9, ТМ-10, ТМ-11, ТМ-12, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-15. Дивизион охотников: OJR-1, OJR-2, OJR-3, OJR-4, ОJR-5, ОJR-6. Минная служба: минные заградители "Gouden Leeuw", "Prince van Oranje", "Krakatau", "Pro Patria", "Willem van der Zaan","Rigel", "Soemenep", в ремонте - "Bangkalan";
Тральщики: А, В, С, D;"Jan van Amstrel", "Pieter de Bitter", "Abraham Crijnssen", "Eland Dubois"; "Alor", "Aroe", "Bantam", "Bogor", "Ceram", "Cheribon"; "Ardjoeno", "Kawi", "Salak", "Rindjani", "Smeroe";"Djembor", "Djombang", "Djampea", "Enggano", "Endeh".
Вспомогательные патрульные корабли "Betak", "Belang","Biaro", "Boenakau", "Kasuaris", "Pehe", "Semarang", "Simson", "Tamako".
Сторожевые катера Р-1 - P-22, P-37 - P-40.
Плавучая батарея "Soerabaia".Учебный блокшив "Koning der Nederlanden". Вспомогательное судно гидроавиации "Schouten".
Плавмастерские "Van Waerwijck", на переоборудовании - "Barentsz", "Roggeveen".Торпедная плавмастерская "Serdang". Транспорт "Sloet van der Beele". Госпитальное судно "Op ten Noort".
8 патрульных катеров; 13 учебных катеров; 9 плавучих зенитных батарей; 11 буксиров; 8 танкеров; 4 наливных баржи; 19 вспомогательных плавсредств.
Во время японского наступления в феврале-апреле 1942 года на Тихом океане голландский колониальный флот был практически уничтожен, он потерял около 20 кораблей (включая два из трех легких крейсеров) и 2500 моряков убитыми.В битве на Яванском море против японских тяжелых крейсеров (февраль 1942 г.) погиб контр-адмирал Карел Дорман, командовавший эскадрой союзников.
У голландского флота оставалось 15 действующих подводных лодок в Ост-Индии . Они оказались довольно эффективны. Небольшой отряд подводных лодок базировался в Западной Австралии, в начале войны он потопил больше японских кораблей, чем все британские и американские военно-морские силы вместе за тот же период. Адмирал Хельфрих получил прозвище «Корабль-в-день Хельфрих». Особенно отличились HNLMS O 16 и K XVII.
Интересно, что подлодка О-21 за время войны умудрилась потопить корабли и суда немцев( в т.ч. подлодку U-95 в Средиземном море) , итальянцев, японцев и вишистов.
Королевский голландский флот вступил в войну, имея всего 27 подводных лодок. Потери за время войны составили 14 субмарин, из которых две были захвачены Германией и 12 потеряны в результате боевых действий (пять подлодок были затоплены экипажами ввиду угрозы их захвата противником, в том числе четыре лодки на базах).
В ходе войны голландцы получали пополнение корабельного состава от союзников по ленд-лизу, в соответствии с наличием личного состава, а его после весеннего 1942 года погрома от японцев оставалось немного.
К окончанию Второй мировой войны в составе ВМФ Нидерландов было 2 легких крейсера, 2 эсминца, 10 подлодок, 5 канонерок и эскортных кораблей, 4 минзага, 18 тральщиков и 18 боевых катеров.В 1946 году на вооружении Нидерландов находилось семь действующих подводных лодок- HNLMS O 21 , O 23 , O 24 , O 27 , Dolfijn , Zwaardvisch и Tijgerhaai . Поскольку порт приписки в Ден-Хелдере был в руинах, эти подводные лодки в то время использовали Ваалхавен в Роттердаме в качестве базы.
После второй мировой войны и еще четырех лет изнурительной колониальной войны голландцы были вынуждены уйти из Индонезии.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам