Найти в Дзене
Морская коллекция

Эсминцы. Адмиралы королевы исполнили свой долг."Ван Гент".

Обновление голландского флота в 20-х годах прошлого века предусматривало замену устаревших эсминцев типа "Roofdier" ("Fret") довоенной постройки.Флот Нидерландов старался иметь в строю пусть меньшее количество-но более современных кораблей,не превращаясь как тот же норвежский в плавучий музей кораблестроения.Ибо содержание старых кораблей обходится даже дороже чем нового,а деньги голландцы считать всегда умели. Взяв за образец экспериментальный британский эсминец "Ambuscade" и заказав проект признанным корифеям торпедных кораблей-английской фирме "Ярроу" ,голландцы получили проект серии Admiralen ,получивший наименования в честь прославленных адмиралов голландского золотого века (17-го). Проект отличался наличием гидросамолета (незаменимого для просторов Ост-Индии,по мнению голландских флотоводцев) , заменой артиллерии на хорошо себя зарекомендовавшие орудия шведской фирмы "Бофорс"( 50-калиберные 120-миллиметровки ),с которой голландцы тесно сотрудничали, и установкой собственной системы управления огнем.Предназначался он для защиты голландских колоний в Индонезии.

Первые четыре эсминца были заложены летом 1925 г. Головным кораблем 1-й серии эсминцев класса Admiralen стал "De Ruyter" . Но в 1933 его имя было присвоено новому крейсеру,а эсминец переименовали в "Ван Гент",благо знаменитых адмиралов в голландской истории было много.

Всего на голландских верфях было построено 4 корабля типа "Ван Гент" («Van Ghent» (De Ruyter), «Evertsen», «Piet Hein», «Kortenaer» ).

Барон Виллем-Йозеф ван Гент (нидерл. Willem Joseph van Ghent; 16 мая 1626 — 7 июня 1672) — лейтенант-адмирал голландского флота. На службе голландского флота состоял с 1648 года. В 1666 году участвовал в рейде голландского флота в устье реки Темзы. В 1672 году погиб в ходе Сражении при Солебее. Барон ван Гент был первым командиром специального корпуса «zeesoldaten», которые стали предшественниками корпуса морской пехоты, который до сих пор является частью Королевских военно-морских сил Нидерландов.
Корнелис Эвертсен (старший) ( Cornelis Evertsen de Oude; 4 августа 1610, Флиссинген — 11 июня 1666) — голландский адмирал, флотоводец.
Пит Питерсон Хайн (иной вариант Хейн) или Пит Хейн-старший( Piet Pieterszoon Hein или Pieter Pietersen Heyn; 25 ноября 1577 — 18 июня 1629) — голландский адмирал Вест-Индской Компании и Соединённых провинций, герой восьмидесятилетней войны в Нидерландах, прославленный капер.
Эгберт Бартоломеус(он) Кортенар (Egbert Bartolomeusz Kortenaer; 1604 — 13 июня 1665) — адмирал Соединённых провинций Нидерландов. Его вторым именем было Бартоломеусон или Меувисон, что является вариациями патронима «сын Бартоломеу».

Вторая серия эсминцев класса Admiralen вошла в историю как тип "Ван Гален" и уже рассматривалась в статье на нашем канале.

Серия эсминцев типа «Van Ghent» состояла из 4 единиц («Van Ghent» (De Ruyter), «Evertsen», «Piet Hein», «Kortenaer»), построена на верфях «Koninklijke Maatschappij de Schelde», «Burgerhout’s Scheepswerf en Machinefabriek» и введена в строй в 1928-1929 гг. Все корабли погибли в 1942 г.

" Ван Гент " HNLMS Van Ghent, бортовая литера GT . До 1 октября 1934 года носил название De Ruyter ( бортовая литера DR) .Заложен на верфи «Koninklijke Maatschappij de Schelde» (Damen Schelde Naval Shipbuilding) в Флиссингене 21(др. данные 28) августа 1925 года, спущен на воду 23 октября 1926 года, вступил в строй 31 мая 1928 года. 15 февраля 1942 года сел на риф Бамиджо у Чиличапа в проливе Банка и подорван экипажем , добит артиллерией эсминца "Bankert"

"Эвертсен" HNLMS "Evertsen" , бортовая литера EV . Bh, Заложен 5.8.1925 , спущен на воду 29.12.1926 , вступил в строй 31.5.1928 ,тяжело поврежден 28.2.1942 в бою с японскими эсминцами "Shirakumo" и "Murakumo" в проливе Сунда, выбросился на берег, где 1.3.1942 взорван экипажем.

"Кортенаэр" HNLMS "Kortenaer" бортовая литера KN . Bh, Заложен 24.8.1925 , спущен на воду 30.7.1927 , вступил в строй 3.9.1928 , потоплен 27.2.1942 торпедой японского тяжелого крейсера "Haguro" в Яванском море

"Пит Хейн" HNLMS "Piet Hein" бортовая литера PH . Bh, Заложен 16.8.1925 , спущен на воду 2.4.1927 , вступил в строй 25.1.1928 — потоплен 19.2.1942 японскими эсминцами "Asashio", "Oshio", "Mitishio" в проливе Бадунг.

Водоизмещение 1316 длинных тонн (1337 т) Стандарт,1,640 длинных тонн (1666 т) при полной нагрузке.Длина 93,57/98.15 м ,ширина 9,53 м,осадка 2,97 м .Двигатели: 2 × Парсонс редукторные турбины ,3 × котла типа Ярроу 31000  л.с., 2 × вала. Скорость:36 узлов ,дальность 3,200 миль на 15 узлах.Экипаж 129-149 человек.Вооружение:4 × 120 мм/50 пушек (4 × 1),2 × 75 мм/55 Зенитки, 4 × 13 мм пулемета, 6 × 533 мм (2 × 3) торпедных аппарата. 4 бортовых бомбомета; 32 мины; 12 глубинных бомб, Самолет 1 × фоккер C.VII-W поплавкового типа ,кран

До начала войны корабли практически не модернизировались, только была уменьшена высота второй трубы. В 1941 г. на "Van Ghent" установлен "асдик".

ASDIC (англ. Anti-Submarine Detection Investigation Committee, по другой версии - Anti-Submarine Division) — Британская активная гидролокационная система, созданная во время Второй Мировой войны. Задачей введения системы было повышение эффективности борьбы с вражескими подводными лодками. Позже название ASDIC стало нарицательным на Королевском флоте и применялось до конца 40-х годов для обозначения любой гидролокационной системы.

Внешне голландские эсминцы почти не отличались от британских аналогов, но имелись многочисленные особенности в деталях. Главный калибр состоял из 120-мм/50 орудий Bofors No.4, которые располагались в одиночных установках по два на носу и на корме. Орудия №2 и №3 не имели щитов, а №1 и №4 прикрывались лишь спереди. Дальность стрельбы 24-кг снарядом достигала 19 500 м, угол возвышения варьировался от 30' до 35°. Для управления огнем имелось два дальномера: один на верхнем мостике, второй — на левой стороне площадки между торпедными аппаратами. На платформе между трубами размещались две 75-мм/55 зенитки "Krupp" №2. Четыре 12,7 мм пулемета обеспечивали ПВО ближней дальности. Торпедное вооружение было стандартным для своего времени — 2x3 533-мм ТА в средней части. Чтобы увеличить наступательный потенциал эсминцев, их оснастили минными рельсами.

Самой необычной деталью проекта была возможность приема на борт гидросамолета, необходимого, по мнению командования флота , для службы в водах Голландской Ост-Индии. Для размещения самолета над вторым торпедным аппаратом была устроена легкая платформа, на которую он должен был подниматься стрелой, располагавшейся рядом с грот-мачтой. В свою очередь, последнюю пришлось перенести с кормовой надстройки на площадку между торпедными аппаратами, а два прожектора были размещены на площадках у носовой дымовой трубы. Стандартным гидросамолетом в начале войны был Fokker C.VIIW — одномоторный двухместный биплан, вооруженный пулеметами и способный нести несколько небольших бомб, однако к началу боевых действий на Тихом океане эсминцы оставили свое авиационное вооружение на берегу.

Все эсминцы серии несли службу на Тихом океане.

С 29 июля 1929 года Де Рюйтер , Evertsen , крейсер Java , а также подводные лодки K II и K VII в индонезийском порту Танджунг Приок встречали короля Сиама Рама VII ,прибывшего на королевской яхте Маха Чакри в сопровождении эсминца Phra Ruang . После этого эскадра, кроме подводных лодок, посетила Бангка , Белитунг , Риау , Lingga остров Лингга , Белаван . А 31 августа корабли приняли участие в смотре флота в Танджунг Приок в честь дня рождения правящей голландской королевы Вильгельмины .

Когда началась война в Тихом океане в декабре 1941 года, голландские эсминцы в составе союзной эскадры Командования американскими, британскими, голландскими и австралийскими вооружёнными силами (ABDA) пытались противостоять японскому вторжению на острова Индонезии,но во второй половине февраля все были уничтожены в ходе различных операций союзного флота.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам