Нидерланды,хотя им и удалось в мясорубке первой мировой остаться нейтральными,никаких дивидендов с этого не получили. Торговать в прифронтовой зоне-занятие не для слабонервных,а голландские торговые корабли обе стороны топили с нескрываемым удовольствием.При этом,находясь в эпицентре битвы,приходилось содержать полностью отмобилизованную армию.А финансовый капитал с Голландии еще в 17 веке в Англию переехал.
В общем на флот у голландцев бюджет был весьма ограниченный,а охранять ему надо было не только метрополию-но и обширные ост-индские колонии размером со всю Европу. А там уже на богатые нефтью,оловом и каучуком земли жадно поглядывала Японская империя,уверовавшая в собственную непобедимость.
Голландцы в 1920 создали комиссию по определению угроз и методов борьбы с ними в военно-морских делах. Далее вплоть до начала 30-х эти комиссии созывались регулярно,правда их рекомендации так и не смогли пройти парламент-у страны не хватало денег.
Тем не мене ,выводы комиссий предусматривали для метрополии оптимальный флот из малых кораблей-минзагов,миноносцев и канонерок.Главная же часть флота должна была защищать индонезийский архипелаг.Основную надежду возлагали на малые подводные лодки,эскорт которым должны были обеспечивать 4 крейсера и эсминцы.Всего необходимый размер колониального флота был определен комиссией в 4 крейсера,24 эсминца и 32 подводные лодки. Потом и этот план сократили до 12 эсминцев и 24 ПЛ. Но и его не приняли. Согласовали только постройку 8 эсминцев класса "Адмирал" и десятка прибрежных ПЛ.
На 1920 ни одного современного крейсера в наличии не было, Java и Sumatra находились в длительной постройке.При вступлении в строй они уже были изрядно устаревшими.
Комиссия 1930 высчитала оптимальный состав флота в 3 крейсера,12 эсминцев и 18 субмарин.Надо было построить крейсер,4 эсминца и 6 ПЛ.И наконец-то парламент утвердил программу. Японская угроза была уже весьма ощутимой.
Но Голландия,вдобавок пострадавшая от кризиса, не смогла позволить себе даже облегченного крейсера вашингтонского образца-типа "Аобы" или "Йорка". Заказ был выдан на легкий крейсер,вооруженный 7 150 мм орудиями. По контракту, стоимость частично оборудованного корпуса составляла 6,687 млн. гульденов, а постройка корабля в целом обходилась в 14 млн . Причем половину средств должны были изыскать колониальные власти Ост-Индии.
Первоначально для нового крейсера планировалось использовать имя Celebes ,однако при закладке он получил наименование De Ruyter ,забрав его у эсминца класса "Адмирал",переименованного в Van Ghent .
Микель Адриансон де Рюйтер ( Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 — 29 апреля 1676) — нидерландскийадмирал. Командовал нидерландским флотом в Англо-Голландских войнах XVII века. Одержал несколько крупных побед над англичанами и французами, включая знаменитый Рейд на Медуэй. Был смертельно ранен в сражении у берегов Сицилии во время войны с Францией.
Строящийся крейсер стал на тот момент самым длинным кораблем в истории голландских верфей.В 20-х годах не закладывались корабли крупнее эсминцев.При этом первоначально закладку корабля назначили на пятницу 13 сентября 1933 года,но успели перенести ее на следующий день. Первые испытания построенного корабля намечалось провести в январе 1936 года, но их пришлось отложить до мая в связи с задержкой поставки турбин. По сравнению с тянувшейся в течение десятилетия постройкой крейсеров типа Java, трехлетний срок строительства De Ruyter можно считать очень коротким .
«Де Рёйтер» Hr. Ms. De Ruyter Wilton-Fijenoord — заложен 14 сентября 1933 года, спущен на воду 11 мая 1935 года, вошёл в строй 3 октября 1936 года. 27 февраля 1942 года был торпедирован и потоплен в сражении в Яванском море.
Водоизмещение-стандартное 6442 т ,полное 7548 т .Длина 168,3/170,8 м. Ширина 15,7 м .Осадка 5,1 м .
Бронирование -борт — 50—30 мм;
палуба — 30 мм;
башни — 100—30 мм;
барбеты — 50 мм;
рубка — 30 мм
Двигатели- 2 ТЗА Parsons,6 котлов "Ярроу", 66 000 л. с. Скорость хода 32 узла .Дальность плавания 11 000 миль на 12 узлах .Экипаж 473 человека.
Вооружение-3 × 2 и 1 × 1 — 150-мм/50, Зенитная артиллерия 5 × 2 — 40-мм/56,4 × 2 — 12,7-мм пулемёта,2 — 7,7-мм пулемёта . Авиационная группа-1 катапульта,2 гидросамолёта
Проектирование нового крейсера было поручено конструкторам бюро группы Krupp-Germania/lnkavos. Германское влияние в архитектуре крейсера сделало его внешне похожим на "дойчланды" и "кельны". При этом опыт постройки типа "Ява" позволял создать более современную и экономичную модель. Привычный высокобортный корпус набирался в том числе и из броневых листов,что уменьшало весовые нагрузки.Корпус стал более длинным и украсился элегантным, практически вертикальным форштевнем .Во избежание излишней заливаемости палубы в острой носовой части корабля, 4-х тонные якоря были "утоплены" в специальные квадратные ниши,чтоб не усугубляли.Водонепроницаемые переборки делили корпус на 21 отсек.
Палуба полубака тянулась почти на 3/4 длины корабля, до барбета предпоследней башни главного калибра. Всего крейсер имел 3 основных палубы — верхнюю, главную и нижнюю, броневую. В отсеках двойного дна (в отличие от «яв», простиравшегося почти на всем протяжении корпуса, кроме носового и кормового отсеков) в основном располагались нефтяные цистерны и емкости для смазочных материалов. При постройке активно применялась электросварка и легкие сплавы.
Дизайн внутренних помещений крейсера выполнялся в стиле "хай-тек"-никакого дерева(кроме палубного настила)-только стальные листы,алюминиевая плитка-вплоть до мебели.
Носовая надстройка имела характерный наклон вперед-чтоб вывести приборы из зоны задымления. Первые же ходовые испытания показали недостаточность этой меры и на единственной дымовой трубе была изменена форма дефлектора. С этого момента крейсер лишился жалкого подобия грот-мачты, прежде крепившейся к тыльной части трубы: вместо нее появилась опора с поперечной штангой для растяжек радиоантенны. Укороченная фок-мачта была установлена на носовой надстройке.
Суммарная мощность двух ТЗА — 66000 л.с. (по 33000 л.с. каждый), при этом расчетная скорость составляла 32 узла. Конструкция турбин позволяла давать 15-процентную временную перегрузку. Тогда при мощности 76000 л.с. крейсер развивал 33,5 узла. На ходовых испытаниях De Ruyter показал наибольшую скорость 33,56 узла, но в условиях тропиков этот показатель никогда не превышал 32,84 узла.
Благодаря улучшенным обводам и более современной силовой установке всего при двух турбоагрегатах удалось достичь более высокой скорости хода, чем у крейсеров типа Java, имевших три группы турбин с той же суммарной мощностью, что и у De Ruyter.
Бронирование крейсера De Ruyter в целом повторяло систему бронирования немецких крейсеров типа «К», с той лишь разницей, что голландцы, не связанные условиями Версальского договора и стремившиеся сохранить на новом крейсере солидную защиту своих старых крейсеров типа Java, не обязаны были соразмерять параметры брони с ограничениями в водоизмещении. И хотя из соображений экономии и максимального облегчения корпуса броня крейсера была несколько тоньше, чем у взятых за эталон «яв», De Ruyter получил более сбалансированную систему бронирования.
Ее основу составлял главный броневой пояс длиной 133 (123,4) м и толщиной 50 мм (по другим данным — 50-62 мм). Он прикрывал собой барбеты концевых башен и тянулся от 11 до 94 шпангоута. В районе машинных и котельных отделений (между 42-67 шпангоутами) его ширина составляла 3,66 м. Часть бортового пояса на протяжении между 35-72 шпангоутами, находившаяся ниже уровня нижней палубы, имела толщину всего 30 мм. В остальных промежутках бронепояс имел постоянную толщину (50 мм), но был уже на 1 м, чем в районе машин. Кормовые отсеки защищались более тонкими 30-мм плитами, обеспечивавшими защиту рулевых механизмов и, в известной мере, валопроводов.
Горизонтальную защиту обеспечивала броневая палуба, также являвшаяся конструктивным элементом корпуса и выполненная из крупповской никелевой 50-мм стали (согласно другим источникам, толщиной 30-32 мм). Как и пояс по ватерлинии, палуба утончалась в корме до 30 мм. Она простиралась от барбета носовой башни главного калибра до рулевой машины в корме и соединялась с верхним краем бортового пояса под прямым углом, т.е. не имела скосов, как на крейсерах типа Java. Плоская, в основном, бронепалуба была выпуклой в районе машинных и котельных отделений, где требовалось обеспечить необходимые технологические и габаритные объемы. Броневая цитадель, имевшая высоту 4 м, замыкалась спереди и сзади 30-мм траверзами.
Весьма слабую защиту от подводных взрывов обеспечивала конструкция более протяженного на новом крейсере двойного дна и двойного борта, внутренняя стенка которого, имевшая толщину 30 мм, играла роль противоторпедной и, одновременно, продольной переборки, усиливающей бронирование борта. Таким образом, уровень защиты от снарядов на малых и средних дистанциях боя несколько снизился по сравнению с «явами», но, при полном отсутствии в обоих случаях конструктивной подводной защиты, схема бронирования De Ruyter была предпочтительнее.
Кроме корпусного, крейсер нес и местное бронирование. Так, обе боевые рубки, КДП на башне управления и коммуникационные каналы защищались 30-мм броней. Барбеты артиллерийских башен бронировались 50-мм (30-мм) плитами, а броня самих башен и орудийного щита седьмого орудия имела толщину 30-100 мм. Общий вес бронирования крейсера достигал 1100 т.
Помимо всесторонне продуманной системы обеспечения непотопляемости корабля, на нем имелась мощная система пожаротушения, неоднократно продублированная. Пороховые и снарядные погреба, равно как и котельные отделения, были оборудованы пожарной системой орошения. Очаги пожаров предполагалось тушить при помощи нескольких независимых друг от друга противопожарных систем:— морской водой из системы шлангов;— пеной из двух пенообразующих генераторов;— находящейся под давлением пара водой для тушения пожара в котельном отделении;— имелась установка получения двуокиси углерода на случай пожара в тех же котельных отделениях и в корабельном камбузе;— водяная система пожаротушения топливных резервуаров.
Из семи скорострельных орудий Bofors (немецкого производства) калибра 150 мм шесть, типа MklX, размещались в трех двухорудийных башнях, оборудованных дальномерами. Седьмое, типа Mk.X, было установлено на штыревом станке и закрывалось глубоким башенно-подобным щитом. Для размещения артиллерии главного калибра голландцами была избрана так наз. «ретирадная» схема, при которой две из трех артиллерийских башен располагались в корме. Такая схема особенно выгодна при боях « отходе, что, впрочем, соответствовало реальному соотношению сил на предполагаемом театре военных действий. 150-мм орудия Bofors с углом возвышения от -15' до +60' имели длину ствола 7,8 м. Баллистические данные главной артиллерии De Ruyter были такими же, как у шестидюймовок крейсеров типа Java (дальность стрельбы — 21200 м, масса бронебойного снаряда—46,7 кг, осколочного — 46,0 кг). Но главный калибр De Ruyter давал такой же по весу бортовой залп, как и вся 10-орудийная артиллерия последних, где в бортовом залпе могли участвовать те же 7 стволов главного калибра.
Система приборов управления огнем ГК фирмы Hazemeyer получала целеуказание от двух КДП на носовой и кормовой надстройках. Первый находился на верхней платформе башенноподобной носовой надстройки и включал в себя 6-метровый стереодальномер фирмы Zeiss вместе с визиром центральной наводки. Носовой дальномер имел углы вертикального наведения в пределах от -12' до +48'. Кормовой КДП располагал 4-метровым «цейсовским» дальномером с углами вертикального наведения от -15' до +45°.
Зенитное вооружение крейсера было уникальным. Отказавшись от 76-127-мм орудий универсального калибра, голландцы вооружили De Ruyter десятью 40-мм зенитными автоматами Bofors модели Mk III — спаренными установками с системой управления фирмы Hazemeyer, сопряженной с 2-метровыми дальномерами системы Zeiss, которые находились непосредственно на автоматах. Кроме того, каждый «бофорс» имел коллиматорный прицел. 0,894-кг снаряды имели начальную скорость 881 м/с. Максимальная дальность стрельбы по горизонтали составляла 9830 м, по вертикали — 7160 м. Живучесть ствола — 10000 выстрелов, а максимальная скорострельность — 120 выстрелов в минуту. При ведении огня по горизонтали скорострельность была несколько выше за счет ускоренной подачи боезапаса (140-150 в/мин). Заряжание производилось вручную. Снаряды в обоймах по 4 штуки в каждой вкладывались в специальный проводник, находящийся в замковой части орудия. Орудийный станок Hazemeyer Mk III придавал стволу углы возвышения от -10' до +90'. Максимальная скорость подъема ствола — 25'/с. Эти полностью автономные установки с собственными вычислительными устройствами стабилизировались в трех плоскостях и имели дистанционную систему наведения из постов управления зенитным огнем. Не удивительно, что в годы войны эту систему управления скопировали англичане. Однако на De Ruyter великолепные возможности этой революционной артсистемы практически сводились к нулю ее крайне неудачным расположением: из-за концентрации зенитной батареи в одном месте (на кормовой надстройке) корабль оказался сильно уязвим для авиации с носовых курсовых углов и по той же причине существовала серьезная угроза вывода из строя всей ПВО корабля в результате единственного удачного попадания в кормовую надстройку.
Легкое зенитное вооружение крейсера состояло из четырех спаренных установок пулеметов калибра 12,7 мм фирмы Solothurn. Две из них смонтировали на открытом ходовом мостике, а остальные — тремя ярусами выше носового КДП. Они также были стабилизированы в трех плоскостях и легко демонтировались для установки на корабельных катерах. Кроме того, на крейсере имелись в палубных установках 4 легких (7,7-мм) пулемета модели Mk IV и два учебных орудия калибра 37 мм. Общий вес вооружения крейсера вместе с боезапасом достигал 500 т.
De Ruyter не имел торпедных аппаратов. Носителями торпед голландской военно-морской доктриной были избраны эсминцы и построенные несколько позже «торпедные крейсера» типа Tromp.
На крейсере De Ruyter для разведки и корректировки артиллерийского огня предназначались два двухместных гидросамолета-биплана смешанной конструкции Fokker C.XIW . Один из самолетов размещался на катапульте, а другой — на специальной платформе между катапультой и кормовой надстройкой. Обе машины были практически в боеготовом состоянии, но без топлива. Заправка производилась непосредственно перед вылетом.
De Ruyter оборудовали новой техникой — катапультным комплексом, позволявшим обеспечивать патрулирование и наблюдение с воздуха обширных районов моря вокруг корабля. Корабельная катапульта производства немецкой фирмы Heinkel была установлена на шканцах за трубой.
Списочная численность экипажа крейсера в мирное время составляла 435 человек. В конце 1941 года после проведения мобилизационных мероприятий экипаж был укомплектован по штатам военного времени и состоял из 35 офицеров и 438 унтер-офицеров и матросов, среди них 189 индонезийцев. Расположение помещений экипажа сохранилось таким же, как у крейсеров типа Java. Вся главная палуба была занята жилыми помещениями: офицерскими каютами в корме и матросскими кубриками в середине и в носу. Кубрики команды занимали большую часть помещений полубака. В надстройках находились каюты старших офицеров и командира крейсера. Все жилые помещения предназначавшегося к службе в тропиках корабля были просторными, хорошо проветриваемыми и оборудованными вентиляционными системами.
Крейсер обильно обеспечили электрическим бытовым оборудованием, призванным освободить членов экипажа от бытовых проблем и предоставить им больше времени для боевой подготовки. Среди такого оборудования — электрические прачечные, мойки, полотеры и т.п.
De Ruyter был флагманом союзной эскадры при обороне индонезийского архипелага.Потоплен японским тяжёлым крейсером «Хагуро» 27 февраля 1942 года во время Первого сражения в Яванском море, унеся жизни 345 человек. В числе погибших на корабле был командующий контр-адмирал Карел Доорман.
Крейсер впечатляет своей продуманностью,проработанностью деталей,максимально современным вооружением и оборудованием.Такой вылизанный франт-боксер в легком весе.Образцовый продукт голландской промышленности. Жаль ,что свой бой он встретил в подворотне,с толпой мужиков совсем другой весовой категории.
Ну разве с зенитной батареей можно было бы другое решение найти.
А так,безусловно,очень достойный корабль.
О боевой службе и гибели голландского крейсера-во второй части,через несколько дней.А то сильно большая статья получается.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам