Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера.Изысканный джентльмен. "Де Рёйтер".

Нидерланды,хотя им и удалось в мясорубке первой мировой остаться нейтральными,никаких дивидендов с этого не получили. Торговать в прифронтовой зоне-занятие не для слабонервных,а голландские торговые корабли обе стороны топили с нескрываемым удовольствием.При этом,находясь в эпицентре битвы,приходилось содержать полностью отмобилизованную армию.А финансовый капитал с Голландии еще в 17 веке в Англию переехал.

В общем на флот у голландцев бюджет был весьма ограниченный,а охранять ему надо было не только метрополию-но и обширные ост-индские колонии размером со всю Европу. А там уже на богатые нефтью,оловом и каучуком земли жадно поглядывала Японская империя,уверовавшая в собственную непобедимость.

Голландцы в 1920 создали комиссию по определению угроз и методов борьбы с ними в военно-морских делах. Далее вплоть до начала 30-х эти комиссии созывались регулярно,правда их рекомендации так и не смогли пройти парламент-у страны не хватало денег.

Тем не мене ,выводы комиссий предусматривали для метрополии оптимальный флот из малых кораблей-минзагов,миноносцев и канонерок.Главная же часть флота должна была защищать индонезийский архипелаг.Основную надежду возлагали на малые подводные лодки,эскорт которым должны были обеспечивать 4 крейсера и эсминцы.Всего необходимый размер колониального флота был определен комиссией в 4 крейсера,24 эсминца и 32 подводные лодки. Потом и этот план сократили до 12 эсминцев и 24 ПЛ. Но и его не приняли. Согласовали только постройку 8 эсминцев класса "Адмирал" и десятка прибрежных ПЛ.

На 1920 ни одного современного крейсера в наличии не было, Java и Sumatra находились в длительной постройке.При вступлении в строй они уже были изрядно устаревшими.

Комиссия 1930 высчитала оптимальный состав флота в 3 крейсера,12 эсминцев и 18 субмарин.Надо было построить крейсер,4 эсминца и 6 ПЛ.И наконец-то парламент утвердил программу. Японская угроза была уже весьма ощутимой.

Но Голландия,вдобавок пострадавшая от кризиса, не смогла позволить себе даже облегченного крейсера вашингтонского образца-типа "Аобы" или "Йорка". Заказ был выдан на легкий крейсер,вооруженный 7 150 мм орудиями. По контракту, стоимость частично обору­дованного корпуса составляла 6,687 млн. гульденов, а постройка корабля в целом обходилась в 14 млн . Причем половину средств должны были изыскать колониальные власти Ост-Индии.

Первоначально для нового крейсера планировалось использовать имя Celebes ,однако при закладке он получил наименование De Ruyter ,забрав его у эсминца класса "Адмирал",переименованного в Van Ghent .

Микель Адриансон де Рюйтер ( Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 — 29 апреля 1676) — нидерландскийадмирал. Командовал нидерландским флотом в Англо-Голландских войнах XVII века. Одержал несколько крупных побед над англичанами и французами, включая знаменитый Рейд на Медуэй. Был смертельно ранен в сражении у берегов Сицилии во время войны с Францией.

Строящийся крейсер стал на тот момент самым длинным кораблем в истории голландских верфей.В 20-х годах не закладывались корабли крупнее эсминцев.При этом первоначально закладку корабля назначили на пятницу 13 сентября 1933 года,но успели перенести ее на следующий день. Первые испытания построенного ко­рабля намечалось провести в январе 1936 года, но их пришлось отложить до мая в связи с задержкой поставки тур­бин. По сравнению с тянувшейся в тече­ние десятилетия постройкой крейсеров типа Java, трехлетний срок строительства De Ruyter можно считать очень коротким .

«Де Рёйтер» Hr. Ms. De Ruyter Wilton-Fijenoord — заложен 14 сентября 1933 года, спущен на воду 11 мая 1935 года, вошёл в строй 3 октября 1936 года. 27 февраля 1942 года был торпедирован и потоплен в сражении в Яванском море.

Водоизмещение-стандартное 6442 т ,полное 7548 т .Длина 168,3/170,8 м. Ширина 15,7 м .Осадка 5,1 м .
Бронирование -борт — 50—30 мм;
палуба — 30 мм;
башни — 100—30 мм;
барбеты — 50 мм;
рубка — 30 мм
Двигатели- 2 ТЗА Parsons,6 котлов "Ярроу", 66 000 л. с. Скорость хода 32 узла .Дальность плавания 11 000 миль на 12 узлах .Экипаж 473 человека.
Вооружение-3 × 2 и 1 × 1 — 150-мм/50, Зенитная артиллерия 5 × 2 — 40-мм/56,4 × 2 — 12,7-мм пулемёта,2 — 7,7-мм пулемёта . Авиационная группа-1 катапульта,2 гидросамолёта

Проектирование нового крейсера было поручено конструкторам бюро группы Krupp-Germania/lnkavos. Германское влияние в архитектуре крейсера сделало его внешне похожим на "дойчланды" и "кельны". При этом опыт постройки типа "Ява" позволял создать более современную и экономичную модель. Привычный высокобортный корпус набирался в том числе и из броневых листов,что уменьшало весовые нагрузки.Корпус стал более длинным и украсился элегантным, практически вертикальным форштевнем .Во избежание излишней заливаемости палубы в острой носовой части корабля, 4-х тонные якоря были "утоплены" в специальные квадратные ниши,чтоб не усугубляли.Водонепроницаемые переборки делили корпус на 21 отсек.

Палуба полубака тянулась почти на 3/4 длины корабля, до барбета предпос­ледней башни главного калибра. Всего крейсер имел 3 основных палубы — верхнюю, главную и нижнюю, броневую. В отсеках двойного дна (в отличие от «яв», простиравшегося почти на всем протяжении корпуса, кроме носового и кормового отсеков) в основном распо­лагались нефтяные цистерны и емкости для смазочных материалов. При постройке активно применялась электросварка и легкие сплавы.

Дизайн внутренних помещений крейсера выполнялся в стиле "хай-тек"-никакого дерева(кроме палубного настила)-только стальные листы,алюминиевая плитка-вплоть до мебели.

Носовая надстройка имела характерный наклон вперед-чтоб вывести приборы из зоны задымления. Первые же ходовые испытания по­казали недостаточность этой меры и на единственной дымовой трубе была изменена форма дефлектора. С этого момента крейсер ли­шился жалкого подобия грот-мачты, прежде крепившейся к тыльной части трубы: вместо нее появилась опора с по­перечной штангой для растяжек радио­антенны. Укороченная фок-мачта была установлена на носовой надстройке.

Суммарная мощность двух ТЗА — 66000 л.с. (по 33000 л.с. каждый), при этом расчетная скорость составляла 32 узла. Конструкция турбин позволяла давать 15-процентную времен­ную перегрузку. Тогда при мощности 76000 л.с. крейсер развивал 33,5 узла. На ходо­вых испытаниях De Ruyter показал наи­большую скорость 33,56 узла, но в услови­ях тропиков этот показатель никогда не превышал 32,84 узла.

Благодаря улучшенным обводам и более современной силовой установке всего при двух турбоагрегатах удалось достичь более высокой скорости хода, чем у крейсеров типа Java, имевших три группы турбин с той же суммарной мощностью, что и у De Ruyter.

Бронирование крейсера De Ruyter в целом повторяло систему бронирова­ния немецких крейсеров типа «К», с той лишь разницей, что голландцы, не свя­занные условиями Версальского догово­ра и стремившиеся сохранить на новом крейсере солидную защиту своих старых крейсеров типа Java, не обязаны были соразмерять параметры брони с ограни­чениями в водоизмещении. И хотя из соображений экономии и максимального облегчения корпуса броня крейсера была несколько тоньше, чем у взятых за эталон «яв», De Ruyter получил более сбаланси­рованную систему бронирования.

Ее основу составлял главный броне­вой пояс длиной 133 (123,4) м и толщиной 50 мм (по другим данным — 50-62 мм). Он прикрывал собой барбеты концевых башен и тянулся от 11 до 94 шпан­гоута. В районе машинных и котельных отделений (между 42-67 шпангоутами) его ширина составляла 3,66 м. Часть бор­тового пояса на протяжении между 35-72 шпангоутами, находившаяся ни­же уровня нижней палубы, имела толщи­ну всего 30 мм. В остальных промежут­ках бронепояс имел постоянную толщину (50 мм), но был уже на 1 м, чем в райо­не машин. Кормовые отсеки защищались бо­лее тонкими 30-мм плитами, обеспечи­вавшими защиту рулевых механизмов и, в известной мере, валопроводов.

Горизонтальную защиту обеспечивала броневая палуба, также являвшаяся кон­структивным элементом корпуса и вы­полненная из крупповской никелевой 50-мм стали (согласно другим источни­кам, толщиной 30-32 мм). Как и пояс по ватерлинии, палуба утончалась в корме до 30 мм. Она простиралась от барбета носо­вой башни главного калибра до рулевой машины в корме и соединялась с верхним краем бортового пояса под прямым углом, т.е. не имела скосов, как на крейсерах типа Java. Плоская, в основном, бронепалуба была выпуклой в районе машинных и котельных отделений, где требовалось обеспечить необходимые технологические и габаритные объемы. Броневая цита­дель, имевшая высоту 4 м, замыкалась спереди и сзади 30-мм траверзами.

Весьма слабую защиту от подводных взрывов обеспечивала конст­рукция более протяженного на новом крейсере двойного дна и двойного борта, внутренняя стенка которого, имевшая толщину 30 мм, играла роль противотор­педной и, одновременно, продольной пе­реборки, усиливающей бронирование борта. Таким образом, уровень защиты от снарядов на малых и средних дистанци­ях боя несколько снизился по сравнению с «явами», но, при полном отсутствии в обоих случаях конструктивной подвод­ной защиты, схема бронирования De Ruyter была предпочтительнее.

Кроме корпусного, крейсер нес и ме­стное бронирование. Так, обе боевые руб­ки, КДП на башне управления и комму­никационные каналы защищались 30-мм броней. Барбеты артиллерийских башен бронировались 50-мм (30-мм) плитами, а броня самих башен и ору­дийного щита седьмого орудия имела толщину 30-100 мм. Общий вес брони­рования крейсера достигал 1100 т.

Помимо всесторонне продуманной системы обеспечения непотопляемости корабля, на нем имелась мощная систе­ма пожаротушения, неоднократно про­дублированная. Пороховые и снаряд­ные погреба, равно как и котельные от­деления, были оборудованы пожарной системой орошения. Очаги пожаров предполагалось тушить при помощи не­скольких независимых друг от друга противопожарных систем:— морской водой из системы шлангов;— пеной из двух пенообразующих ге­нераторов;— находящейся под давлением пара водой для тушения пожара в котель­ном отделении;— имелась установка получения дву­окиси углерода на случай пожара в тех же котельных отделениях и в ко­рабельном камбузе;— водяная система пожаротушения топливных резервуаров.

Из семи скорострельных орудий Bofors (немецкого производства) калибра 150 мм шесть, типа MklX, размещались в трех двухорудийных башнях, оборудо­ванных дальномерами. Седьмое, типа Mk.X, было установлено на штыревом станке и закрывалось глубоким башенно-подобным щитом. Для размещения артиллерии главного калибра голландца­ми была избрана так наз. «ретирадная» схема, при которой две из трех артилле­рийских башен располагались в корме. Такая схема особенно выгодна при боях « отходе, что, впрочем, соответствовало реальному соотношению сил на предпола­гаемом театре военных действий. 150-мм орудия Bofors с углом возвышения от -15' до +60' имели длину ствола 7,8 м. Баллистические данные глав­ной артиллерии De Ruyter были такими же, как у шестидюймовок крейсеров типа Java (дальность стрельбы — 21200 м, масса бронебойного снаряда—46,7 кг, осколочно­го — 46,0 кг). Но главный калибр De Ruyter давал такой же по весу бортовой залп, как и вся 10-орудийная артиллерия последних, где в бор­товом залпе могли участвовать те же 7 ство­лов главного калибра.

Система приборов управления огнем ГК фирмы Hazemeyer получала целеука­зание от двух КДП на носовой и кормовой надстройках. Первый находился на вер­хней платформе башенноподобной носовой надстройки и включал в себя 6-метровый стереодальномер фирмы Zeiss вместе с визиром центральной наводки. Носовой дальномер имел углы вертикального на­ведения в пределах от -12' до +48'. Кормовой КДП располагал 4-метровым «цейсовским» дальномером с углами верти­кального наведения от -15' до +45°.

Зенитное вооружение крейсера было уникальным. Отказавшись от 76-127-мм орудий универсального калибра, голланд­цы вооружили De Ruyter десятью 40-мм зенитными автоматами Bofors модели Mk III — спаренными установками с систе­мой управления фирмы Hazemeyer, сопря­женной с 2-метровыми дальномерами си­стемы Zeiss, которые находились непосред­ственно на автоматах. Кроме того, каждый «бофорс» имел коллиматорный прицел. 0,894-кг снаряды имели начальную скорость 881 м/с. Максимальная дальность стрельбы по горизонтали составляла 9830 м, по вертикали — 7160 м. Живу­честь ствола — 10000 выстрелов, а мак­симальная скорострельность — 120 вы­стрелов в минуту. При ведении огня по горизонтали скорострельность была не­сколько выше за счет ускоренной пода­чи боезапаса (140-150 в/мин). Заряжа­ние производилось вручную. Снаряды в обоймах по 4 штуки в каждой вклады­вались в специальный проводник, нахо­дящийся в замковой части орудия. Орудийный станок Hazemeyer Mk III придавал стволу углы возвышения от -10' до +90'. Максимальная скорость подъема ствола — 25'/с. Эти полностью автономные установки с собственными вычислительными устройствами стаби­лизировались в трех плоскостях и имели дистанционную систему наведения из постов управления зенитным огнем. Не удивительно, что в годы войны эту сис­тему управления скопировали англичане. Однако на De Ruyter великолепные воз­можности этой революционной артсистемы практически сводились к нулю ее крайне неудачным расположением: из-за концентрации зенитной батареи в одном месте (на кормовой надстройке) корабль оказался сильно уязвим для авиации с носовых курсовых углов и по той же причине существовала серьезная угроза вывода из строя всей ПВО корабля в ре­зультате единственного удачного попада­ния в кормовую надстройку.

Легкое зенитное вооружение крейсе­ра состояло из четырех спаренных уста­новок пулеметов калибра 12,7 мм фир­мы Solothurn. Две из них смонтирова­ли на открытом ходовом мостике, а ос­тальные — тремя ярусами выше носо­вого КДП. Они также были стабилизи­рованы в трех плоскостях и легко де­монтировались для установки на кора­бельных катерах. Кроме того, на крейсе­ре имелись в палубных установках 4 легких (7,7-мм) пулемета модели Mk IV и два учебных орудия калибра 37 мм. Общий вес вооружения крейсе­ра вместе с боезапасом достигал 500 т.

De Ruyter не имел торпедных аппа­ратов. Носителями торпед голландской военно-морской доктриной были избра­ны эсминцы и построенные несколько позже «торпедные крейсера» типа Tromp.

На крейсере De Ruyter для разведки и корректировки артилле­рийского огня предназначались два двухместных гидросамолета-биплана смешанной конструкции Fokker C.XIW . Один из самоле­тов размещался на ка­тапульте, а другой — на специальной плат­форме между ката­пультой и кормовой надстройкой. Обе ма­шины были практи­чески в боеготовом со­стоянии, но без топли­ва. Заправка произ­водилась непосред­ственно перед выле­том.

De Ruyter оборудовали новой техникой — ка­тапультным комплексом, позволявшим обеспечивать патрулирование и наблюде­ние с воздуха обширных районов моря вокруг корабля. Корабель­ная катапульта производ­ства немецкой фирмы Heinkel была установлена на шканцах за трубой.

Списочная численность экипажа крейсера в мирное время составляла 435 человек. В конце 1941 года после проведения мобилизационных мероприятий экипаж был укомплектован по штатам военного времени и состоял из 35 офицеров и 438 унтер-офицеров и матросов, среди них 189 индонезийцев. Расположение помещений экипажа сохранилось таким же, как у крейсеров типа Java. Вся главная палуба была занята жилыми помещениями: офи­церскими каютами в корме и матрос­скими кубриками в середине и в носу. Кубрики команды занимали большую часть помещений полубака. В над­стройках находились каюты старших офицеров и командира крейсера. Все жилые помещения предназначавшего­ся к службе в тропиках корабля были просторными, хорошо проветриваемы­ми и оборудованными вентиляцион­ными системами.

Крейсер обильно обеспечили элект­рическим бытовым оборудованием, призванным освободить членов экипа­жа от бытовых проблем и предоставить им больше времени для боевой подго­товки. Среди такого оборудования — электрические прачечные, мойки, поло­теры и т.п.

De Ruyter был флагманом союзной эскадры при обороне индонезийского архипелага.Потоплен японским тяжёлым крейсером «Хагуро» 27 февраля 1942 года во время Первого сражения в Яванском море, унеся жизни 345 человек. В числе погибших на корабле был командующий контр-адмирал Карел Доорман.

экипаж de ruyter и королева  Wilhelmina 1936
экипаж de ruyter и королева Wilhelmina 1936

Крейсер впечатляет своей продуманностью,проработанностью деталей,максимально современным вооружением и оборудованием.Такой вылизанный франт-боксер в легком весе.Образцовый продукт голландской промышленности. Жаль ,что свой бой он встретил в подворотне,с толпой мужиков совсем другой весовой категории.

Ну разве с зенитной батареей можно было бы другое решение найти.

А так,безусловно,очень достойный корабль.

О боевой службе и гибели голландского крейсера-во второй части,через несколько дней.А то сильно большая статья получается.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам