Найти в Дзене
Морская коллекция

Эсминцы.Голландские адмиралы. «Ван Гален».

Первую мировую войну Нидерланды провели в качестве нейтрального государства, флот в боевых действиях не участвовал и потерь не понес.Но к середине 20-х устарел и физически и морально. Для замены устаревших эсминцев класса Roofdier голландцам наиболее подходящим образцом показался британский экспериментальный HMS Ambuscade фирмы "Ярроу",лидера в проектировании торпедных кораблей. Под требования голландских заказчиков "Ярроу" доработала проект - система управления огнем заменена на более совершенную и добавлен поплавковый самолет "Фоккер", установленный на специальной площадке позади грот-мачты (без разведки в ост-индских колониях-как без рук),а также артиллерия заменена на 50-калиберные 120-миллиметровки "Бофорс" . Внешне голландские эсминцы отличались от "англичан" несколько смещенной в корму носовой трубой и щитами 120-мм орудий (из-за того, что "бофорсовские" пушки были тяжелее британских, щиты пришлось сделать более легкими, и к тому же они монтировались только на двух артустановках - первой и четвертой).

Новый проект получил название "класс Admiralen " и по нему на голландских верфях построены две серии эсминцев. 4 -типа "Ван Гент" (Van Ghent, Evertsen, Kortenaer and Piet Hein) были заложены в 1925
и введены в эксплуатацию в 1928 году . Следующая четверка эсминцев-типа
"Ван Гален" отличалась более современными котлами с повышенными параметрами пара (25 атм. вместо 17) , увеличенным на 30 т запасом топлива,что повысило дальность плавания и составом артиллерии.

Вторая серия, именуемая тип "Ван Гален" , была заложена в 1927 и 1928 гг. и включала также четыре корабля: Van Galen (введен в эксплуатацию 22 октября 1929 г.), Witte de With (20 февраля 1930 г.), Banckert (14 Ноябрь 1930 г.) и Van Nes (12 марта 1931 г.). Названия голландские эсминцы получили в честь голландских адмиралов золотого века нидерландского флота.

Во второй серии были установлены четыре 4,7 "/ 50 орудия QF Wilton-Fijenoord (в отличие от версии Bofors в предыдущей серии)голландского производства . 75-мм зенитное вооружение было сокращено до одного орудия, установленного также между трубами, но на измененной площадке. Были установлены четыре 40-мм автомата Pom-Pom рядом с дымовыми трубами. Четыре 12,7-мм пулемета размещались попарно на баке и на корме. В трех опорах были установлены шесть 21-дюймовых торпедных аппарата. Кроме того, эсминцы Admiralen class второй серии были приспособлены для траления мин. Как и в первой серии, эти корабли были оснащены одним гидросамолетом. С началом войны гидросамолеты были сняты.


-2


"
Van Galen", бортовая литера VG (Его величества корабль "Ван Гален") — Назван в честь коммодора Йохана Ван Галена. Заложен на верфи «Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord» в Роттердаме 28 мая 1927 года, спущен на воду 28 июня 1928 года, вступил в строй 22 октября 1929 года.10 мая 1940 года потоплен германскими бомбардировщиками He-111 в рукаве Ньиве-Ватервег недалеко от Роттердама.23 октября 1940 года поднят Германией и зачислен в состав Кригсмарине как эсминец (Zerstörer) ZH-3, снят с ремонта в августе 1941 и в октябре 1941 разобран на металл в Хендрик-Идо-Амбахте.

"Bankert" бортовая литера BK ,"Burgerhout`s Scheepswerf en Mashinefabriek" в Роттердаме , Заложен 15.8.1928. спущен на воду 14.11.1929, вступил в строй 14.11.1930 , 2.3.1942 затоплен в Сурабае; поднят японцами, 20.4.1944 вошел в состав японского флота как СКР Р-106; в августе 1945 г. возвращен Нидерландам, но в строй не вводился, потоплен как мишень в сентябре 1949 г.

"Van Nes" бортовая литера VN,"Burgerhout`s Scheepswerf en Mashinefabriek" в Роттердаме , Заложен 15.8.1928, спущен на воду 30.3.1930, вступил в строй 12.3.1931 , погиб 17.2.1942 потоплен самолетами с японского авианосца "Ryujo" в проливе Банка

"Witte de With" бортовая литера WW. «Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord» в Роттердаме , Заложен 28.5.1927, спущен на воду 11.9.1928, вступил в строй 20.2.1930, 1.3.1942 тяжело поврежден японской авиацией в Сурабае, затоплен там же 2.3.1942

Водоизмещение 1337 т (стандартное),1666 т (полное) .Длина 98 м .Ширина 9,53 м .Осадка 3 м .Двигатели- 2 ТЗА, 3 ПК, 31 000 л. с., Движитель 2 винта. Скорость хода 36 узлов .Дальность плавания 3300 миль на 15 узлах.Экипаж 129-149 человек. Вооружение-4 × 120 мм /50 (4×1). Зенитная артиллерия- 1 75-мм/55, 4×1 40-мм/40, 4×1 12,7-мм, Минно-торпедное вооружение-2×3 533 мм торпедных аппарата. 4 бомбомета(12 глубинных бомб),1 гидросамолет.

К началу мировой войны эсминцы нуждались в модернизации- зенитное вооружение было уже явно недостаточным, а противолодочные возможности были на уровне первой мировой.Начало войны эсминцы встретили уже без бортовых самолетов.В 1940-42 на "Witte de With" был установлен британский активный противолодочный гидролокатор ASDIC. Больше ничего сделать не успели.

На серии "Ван Гален" главный калибр артиллерии остался прежним — 120-мм, но орудия были голландского производства, усовершенствованной модели "Wilton-Fijenoord" №5. Щитами снова были прикрыты только установки №1 и №4. Единственная 76-мм зенитка была установлена в диаметральной плоскости между трубами, а спереди и сзади ее, также в диаметральной плоскости, стояли прожектора. Первоначально предполагалось вооружить корабли 2x2 40-мм автоматами "Bofors", но в итоге они получили 4x1 40-мм "пом-пома", располагавшихся в средней части, и столько же 12,7-мм пулеметов "Browning". Как и предшественники, эсминцы типа "Van Galen" оснащались гидросамолетами, но не имели оборудования для приема мин.

"Witte de With"
"Witte de With"

Эсминец Van Galen был отозван из Ост-Индии и прибыл в метрополию 8 мая 1940, был разбомблен самолетами Люфтваффе 10 мая 1940 года,в первый же день германского вторжения во время выхода на позицию для обстрела наступающих немецких войск.Дотянул до Мервехавена ,где и затонул . Три других корабля дожили до войны с Японией, 8 декабря 1941 года они дислоцировались в Голландской Ост-Индии и были включены в американо-британско-голландско-австралийское (ABDA) Соединение флота. Van Nes был потоплен самолетом береговой авиации Императорского флота во время сопровождения торговых судов в проливе Banka. Witte de With 1 марта 1942 года был тяжело поврежден японскими бомбардировщиками во время битвы в Яванском море и 2 марта 1942 затоплен в Сурабайе из-за угрозы захвата Японией. Banckert был поврежден японской авиацией, находился в ремонте в сухом доке, но 2 марта 1942 года вместе с доком был затоплен из-за угрозы захвата Японией. Затем поднят Японией и 20 марта 1944 года зачислен как патрульное судно (Shokai Tei) № 106, однако в строй не веден, в 1945 захвачен союзниками, возвращен Нидерландам. В сентябре 1949 года был потоплен артиллерийским огнем как мишень в проливе Мадура.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам