В мировом морском рейтинге 30-х годов первые пять мест занимали страны-участники Вашингтонского соглашения 1922 года, разделившие квоты на военный флот. Следующей в списке шла фашистская Германия, активно наращивающая флот с разрешения Великобритании, подтвержденного англо-германским морским соглашением 1935 года. Седьмое место занял СССР, создавший мощный прибрежный и подводный флот, и замахнувшийся на большой линейный флот. В области же подводного флота почетное восьмое место занимал флот небольшой европейской страны-Голландии, имеющей, правда, богатые заокеанские колонии.
Голландский флот до войны получил 39 подводных лодок-17 до и во время первой мировой войны и 22 в межвоенный период. Еще три лодки были достроены немцами после оккупации Нидерландов в 1940 году.
Нейтральная в первой мировой войне Голландия была выбрана германским военно-промышленным комплексом как запасная площадка для обхода ограничений, установленных Версальским договором. Так же как в Швецию, Швейцарию, а позднее и Советскую Россию, сюда переехали конструкторские бюро вместе с инженерами, документацией и технологиями. Запрещенные Германии боевые самолеты, танки, тяжелые орудия, зенитную артиллерию и подводные лодки немецкие конструкторы продолжали совершенствовать на чужой территории. А в той же Голландии совершенно случайно резко окрепла военная промышленность.
В Гааге, например, в 1922 году появилось инженерное бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw. В 1933 году бюро просто исчезло. Приход к власти Гитлера снял версальские запреты и все конструкторы дружно переехали в фатерлянд. Оказалось, что бюро финансировалось Рейхсмарине и вело разработки, дополняющие проектирование новых подводных лодок для следующего рейха.
Бюро не разработало ни одной лодки для голландского флота, но сыграло важную роль в создании подводных лодок типов II и VII, а также выполнило ряд проектов на экспорт- подлодки типа İnönü для Турции на базе кайзеровских UB III (построены в 1927 году на верфи Fijenoord), E-1, построенной в 1930 году в Эчеварриета-и-Ларринага (Кадис) и перепроданной Турции в 1935 году. Из проекта Е-2 родился в Ленинграде проект советских подлодок типа "С". Бюро также участвовало в проектировании IvS четырех подводных лодок, построенных на Crichton-Vulcan Oy (Турку) для финского флота, а также более крупных лодок типа Vetehinen и малых Saukko (Хельсинки, Sandvikens Skeppsdocka och Mekaniska Verkstad Shipyard).
Немецкий след в истории голландский подводных лодок оказался очень скромным. Как и у многих других, основой создания подводного флота у Голландии стали разработки американской компании Electric Boat. В голландском флоте подводные и надводные корабли имели префикс "корабль его/ее величества", «Hr.Ms.» ( от «Harer Majesteits», «Её Величества») или «Zr.Ms.» ( от «Zijner Majesteits», «Его Величества»).
Сами лодки были номерными, большей частью с буквой «O», «Onderzeeboot» (подводная лодка). Кроме того, лодки, построенные для службы в колониях маркировались как «K», «Колониал». Первые проекты голландских лодок разрабатывали американцы, где-то с 1919 года начинает формироваться и собственно голландская школа проектирования. В межвоенный период Голландия и проектировала и строила подводные лодки сама, с уникальными конструкторскими решениями местных инженеров. Кроме того Голландия строила подлодки и на экспорт. Знаменитые польские подлодки типа «Орёл» были построены на верфи "Де Шельде".
Нарастание угрозы новой мировой войны заставило голландцев активно заняться укреплением флота. Проектирование новой серии подводных лодок завершилось к середине 30-х. Они были ближе к океанскому классу, а требование Королевского флота Нидерландов увеличить не менее чем на 20 метров глубины погружения от предыдущего типа "О-19", привело к созданию современных полуторакорпусных лодок, которые погружались уже более чем на 100 метров. От "О-19" проект отличался в основном отсутствием мин. На них устанавливали 7-цилиндровые дизели Sulzer со шноркелем. Благодаря улучшенной форме корпуса и увеличению мощности двигателей удалось увеличить максимальную скорость.
По сравнению с новейшими немецкими лодками они имели меньшую дальность, порядка 7000 миль, но были быстрее в надводном положении-до 19 узлов. При подводной скорости в 9 узлов и мощном вооружении они были неплохо сбалансированы и весьма добротно построены. Технически они могли погружаться и на 150 (даже 175, технический предел прочности) метров. Интересно, что на этой серии голландских подводных лодок шноркели (устройства РДП) появились раньше чем на немецких лодках.
Новые лодки были заложены под обозначениями K XXI- K XXVII. В процессе строительства (точная дата неизвестна) букву в наименовании поменяли на О.
По номеру головной лодки серии, самые современные предвоенные голландские подлодки получили обозначение тип "O 21". Всего было заложено семь лодок на трех заводах. O 21 и O 22 заложили на Koninklijke Maatschappij, а O 23, O 24, O 26 и O 27 на R.D.M, Rotterdam и O 25 также в Роттердаме на верфи Fijenoord .
Для голландских подлодок межвоенного периода было характерно наличие артиллерии, предназначенной скорее для обороны, в виде 88 мм палубной пушки и зенитных автоматов и пулеметов. Торпеды применялись английского типа Whitehead, с 1924 года 533 мм калибра.
10 мая 1940 года вермахт, нарушив голландский нейтралитет, вторгся в страну. Большая часть флота Нидерландов в это время несла службу в колониях. Из 22 находившихся в строю на 1939 год подлодок лишь четыре были в голландских водах.
Из семи строящихся лодок типа "O 21" голландцы смогли увести в Англию четыре, находившиеся в высокой степени готовности. Их удалось быстро ввести в строй и они приняли участие в борьбе с фашизмом в числе 20 голландских подводных лодок, воевавших и в европейских и в тихоокеанских водах. В Королевском флоте голландские субмарины получили обозначения "Р21"-"Р24". Шноркели британцы сняли сразу, в мае 1940 года, посчитав их слишком опасными. Боевые качества голландских военных моряков были достойно оценены британским Адмиралтейством, передавших в ходе войны Нидерландам четыре британских субмарины.
Кроме моряков в Англию бежали и инженеры из BV Nederlandsche Scheepsbouw, основного проектировщика подводных лодок Голландии. Там они продолжили свою работу и хотя ни один созданный проект не был реализован, но ряд разработок голландцев заслуживает внимания. Так был создан проект океанской лодки с глубиной погружения 150 метров с уникальной конструкцией корпуса- с пятью главными трубчатыми прочными корпусами. Водоизмещение 1600/2000 тонн, 16 узловая скорость в надводном положении, с 234 минами или 150 тоннами перевозимого груза.
Судьба трех лодок, доставшихся на верфях немецким оккупантам оказалась менее героической. Голландцы достроили их для немцев и они вошли в состав Кригсмарине под названиями «UD3» – «UD5».
Последней удалось вернуться в состав "родного" флота после капитуляции Германии в 1945 году под старым именем "О 27".
Серия подводных лодок «О-21» — «О-27» состояла из 7 единиц и была построена на верфях «Wilton-Fijenoord»(O 25) в Роттердаме, «Koninklijke Maatschappij De Schelde»(O 21 и O 22) в Флиссингене, «Rotterdamsche Droogdok Maatschappij» (O 23 , O 24 , O 26 и O 27)в Роттердаме в 1937–1940 годах и вступила в строй в 1940-1942 годах.
HNLMS O 21 ,(P 21),(K XXI),Hs.Ms. О 21, Hs.Ms. К XXI. S801.Строит. № 207. Заложена 20 ноября 1937 г. Спущена на воду 21 октября 1939 г. Введена в эксплуатацию 10 мая 1940 г. (не завершено). Списана 2 ноября 1957 г. Разобрана на металл
HNLMS O 22 ,(P 22), (K XXII), Hs.Ms. О 22, Hs.Ms. К XXII. Строит. № 208. Заложена 20 ноября 1937 г. Спущена на воду 20 января 1940 г. Введена в эксплуатацию 10 мая 1940 г. (не завершено). Списана 8 ноября 1940 г. погибла в Северном море у берегов Норвегии при невыясненных обстоятельствах
HNLMS O 23 , (P 23), (K XXIII), Hs.Ms. О 23, Hs.Ms. К XXIII, S804. Строит. № 205. Заложена 12 октября 1937 г. Спущена на воду 5 декабря 1939 г. Введена в эксплуатацию 13 мая 1940 г. (не завершено). Списана 1 декабря 1948 г. Разобрана на металл
HNLMS O 24 , (P 24), (K XXIV), Hs.Ms. О 24, Hs.Ms. К XXIV, S807. Строит. № 206. Заложена 12 ноября 1937 г. Спущена на воду 18 марта 1940 г. Введена в эксплуатацию 13 мая 1940 г. (не завершено). Списана 22 февраля 1954 г. С 1958 по 1962 год использовалась как учебное судно подводной службы A 875. Разобрана на металл
HNLMS O 25, германская «UD-3». Строит. № 663. Заложена 10 апреля 1939 г. Спущена на воду 1 мая 1940 г. Введена в эксплуатацию 8 июня 1941 г. Списана 13 октября 1944 г. 3 мая 1945 г. (затоплена)
HNLMS O 26 , германская «UD-4». Строит. № 209. Заложена 20 апреля 1939 г. Спущена на воду 23 ноября 1940 г. Введена в эксплуатацию 28 января 1941 г. Списана 3 мая 1945 г. (затоплена)
HNLMS O 27 (K XXVII), Hs.Ms. О 27, Hs.Ms. К XXVII, германская «UD-5». Строит. № 210. Заложена 3 августа 1939 г. Спущена на воду 1941 г. Введена в эксплуатацию 30 января 1942 г. немцами, 13 июля 1945 г. голландским флотом. Списана 14 ноября 1959 г. Разобрана на металл
Водоизмещение 902 тонны стандартное, 990 тонн полное в надводном положении, 1205 тонн в подводном положении. Длина 77,7 м . Ширина 6,8 м . Осадка 3,95 м
Силовая установка- два 7-цилиндровых дизельных двигателя Sulzer 7QD42 , 2500 л.с. каждый, два по 500 л.с. электродвигателей; 2 винта. Скорость 19,5 узлов на поверхности, 9 узлов под водой; дальность 10 000 морских миль при 12 узлах на поверхности, 28 морских миль на скорости 8,5 узлов под водой. Глубина погружения – 100 м. Экипаж 39 человек
Вооружение: 8 × 21 дюйм (530 мм) торпедных аппаратов (4 носовых, 2 кормовых, 2 горизонтальных на миделе); 14 торпед. 1х1 – 88-мм орудие; 1х1-20-мм зенитный автомат; 1х1 – 12,7-мм пулемет
Вооружение (по проекту)1 x 88 мм / 45 AA Bofors No. 3, 2 x 40 мм (2x1) Vickers , 1 x 12,7 мм пулемет
Изменения вооружения
O 21: Спаренный пулемет Льюис (1x2), возможно, 7,7 мм. Все орудия (в т.ч. 1х20 мм) сняты в 1950-х гг.
O 22: 1 x 8,8 см, 1 x 20 мм, возможно, 1 x 12,7 мм.
O 24 : В начале 1942 года 40-миллиметровые Vickers заменены на 20-миллиметровые Oerlikon. Но по другим данным изначально 2 x 40 мм (1x2) планировались , но не были установлены. Вместо них был установлен один 20 мм.
O 25,26,27: Немцами эти лодки были оснащены 2 х 20 мм зенитными установками (2 х двойных по некоторым источникам) вместо предполагаемых 40 мм. O 27: Согласно другим источникам, позже во время войны O 27 был оснащен 2 x 20 мм и 3,7 см.
O21-23: 1 x 1 - 88 мм /42 пушка Bofors No.3, 1 x 1 - 40 мм /36 автомат Bofors, 1 x 1 - 12.7 мм /90 пулемет, 8 - 533 TT (4 нос, 2 корма, 1 x 2, 14 торпед)
O24: 1 x 1 - 88 мм /42 пушка Bofors No.2, 1 x 1 - 20 мм /70 автомат Oerlikon, 1 x 1 - 12.7мм/90 пулемет, 8 - 533 TT (4 нос, 2 корма, 1 x 2, 14 торпед)
O27 (1945): 1 x 1 - 37мм /69 автомат Flak M/42, 2 x 2 - 20 мм /65 автомат C/38, 6 - 533 TT (4 нос, 2 корма, 12 торпед)
электроника
O21-24: встроенный сонар (гидролокатор) "Атлас"
O27 (предположительно ): радар FuMO 30 или FuMO 61, гидрофон , антенны FuMB 3 Bali, FuMB 6 Palau
Выпущенный в 1940 году, Weyers Taschenbuch der Kriegsflotten охарактеризовал строящиеся О 24 и его систершипы:
Водоизмещение надводное / подводное 888/1430 тонн. Размеры: 77 x 6,5 x 3,8 м
Двигатели-два 4-х тактных дизеля 3 200 л.с., два электр. скорость надводного / подводного хода 19,5 / 9 узлов. Экипаж 36 человек
Вооружение : 1 шт 88 мм / 45, 2 х 40 мм (1x2)зенитки , 8 тт 533 мм
Характеристики «О-21» на 1940 год
Водоизмещение надводное/подводное 935/1350. Размеры: длина 78 м, ширина 6,5 м, осадка 3,8 м. Глубина погружения – до 100 м.
Двигатель: два дизеля, мощность 5200 л.с., два электромотора, мощность 1000 л.с., скорость надводная/подводная 19,5/9 уз.
Вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов (четыре в носу, два в корме, два в поворотной установке на палубе, 14 торпед), одно 88-мм и два 40-мм зенитных орудия, один 12,7-мм пулемет, 40 мин. Экипаж 55 чел.
Характеристики «О-27» по данным Jane's Fighting Ships 1957/58 г.
Водоизмещение надводное/подводное 965/1195. Размеры 77,7 х 6,65 х 3,95 м
Двигатель: два дизеля KM de Schelde, мощность 5200 л.с., два электромотора, мощность 1000 л.с., скорость надводная/подводная 19,5/9 уз. Дальность надводная 5900 миль на 10 узлах. Запас топлива 135 тонн
Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов , одно 88-мм орудие. Экипаж 54 чел.
В 1942 году О21, 23 : сняты 1 х 1 - 40 мм/36 установка и гидроакустическая станция Атлас; установлены 1 x 1 - 20 мм/70 орудие Oerlikon Mk II / IV, радары типа 291W, тип 129, гидролокаторы типа 138
После Второй мировой войны были сняты два торпедных аппарата, с миделя.
В марте 1940 года в строю Королевского флота Нидерландов числилось 25 субмарин. К началу войны в боевом составе находилось двенадцать подводных лодок «О» (0-8-16,0-19, 0-20) и 11 класса «К» (K-VII-XVII). Среди двадцати трех подводных лодок боевого состава одиннадцать были устаревшими и изношенными. Остальные двенадцать вступили в строй в 1932- 39 годах.
Кроме того в 1939-1941 годах голландцы спустили на воду семь единиц, «О-21» – «О-27». Четыре из них проходили сдаточные испытания, а три еще достраивались. Когда вермахт 10 мая 1940 года вторгся в Нидерланды, лодки на испытаниях еще не были укомплектованы. Их («О-21» – «О-24») 12 и 13 мая голландцы смогли увести в Англию. Там они были докомплектованы и воевали с голландскими экипажами в составе Королевского флота, вместе с остальными голландскими подлодками, успевшими уйти в Великобританию. Три последние корабля серии («O-25» — «О-27») были захвачены немцами, достроены и служили в Кригсмарине под обозначениями «UD-3»-«UD-5».
«О-22» погибла в ноябре 1940 года. Две лодки под немецкими флагами были 3 мая 1945 года затоплены экипажами. Но «О-27» сдалась союзникам и вошла в состав голландского флота. Все четыре оставшихся лодки были списаны в 1948-1959 годах.
Часть голландских подлодок британцы использовали в Средиземном море против итальянских и немецких кораблей. На счету голландских подводников- пять боевых кораблей, в том числе U95, потопленная лодкой 0-21 в ноябре 1941 года, итальянская подводная лодка «Соггidопi», а также три малых корабля и семнадцать транспортов.
В Индийском и Тихом океане с 8 декабря 1941 года у голландских подлодок появился новый противник-японцы. Здесь Нидерланды потеряли восемь лодок ( пять в боях и три затоплены экипажами в Сурабае при угрозе захвата японцами). Потопить голландцам здесь удалось семь боевых кораблей противника ( немецкую подводную лодку U168, японские эсминец «Sagiri», минный заградитель, четыре малых боевых корабля).
"O 21" 12 мая срочно покинула страну на буксире однотипной подлодки "О 22" и была завершена на верфи в Росайте (Великобритания) в июне 1940 года. С 22 июня 1940 года включена в состав Королевского флота с бортовым № "P.21". После достижения боевой готовности лодка патрулировала Северное море, затем Средиземное море и ,наконец, была переброшена в Индийский океан, на базу в Коломбо. В конце войны ее базой стал Фримантл на западном побережье Австралии. Зоной боевой работы стала "родная" Ост-Индия. С мая 1945 года лодка перешла под американское командование. В октябре 1945 года с победой вошла в Джакарту.
«О-21» 28-29 июля потопила итальянский пароход"Монтепони"(742тонны), 5 сентября огнем из пушки потопила крупный пароход с грузом фосфатов «Изарко»(5738тонн). 3 октября торпедной атакой было потоплено французско-вишистское грузовое судно SS Qued Yqueman. Командир оценил цель в 4000 тонн, но она была только в1369тонн.
28 ноября 1941 года лодка второй торпедой отправила на дно германскую субмарину «U-95». Из воды подняли 12 немецких подводников-которых по описи сдали в Гибралтаре.
В декабре 1941 года лодка-в составе "Железного кольца" у Брестской гавани сторожит прорыв немецкого отряда из "Гнейзенау", "Шарнхорста" и "Принца Ойгена".
С февраля 1943 года-лодка базируется на Коломбо. У западного побережья Сиама 13 марта 1943 года она топит японский грузовой корабль ss Kasago Maru 2 ( или3) (3967тонн). Из четырех торпед две попали в цель. 22 апреля 1943 года О 21 в Малаккском проливе топит японский грузовой корабль ss Yamazato Maru (6925 тонн). Снова из четырех торпед две попадают в цель. Японское судно затонуло в течение 10 минут.
Командовал лодкой Ван Дюльм, сын командующего эскадрой, которая охотилась за броненосцем "Де Зевен Провинсиен", поднявшим красный флаг у берегов Индонезии. На счету лодки и ее командира восемь побед и более 20 000 тонн потопленных вражеских судов . А это второе место в нидерландском флоте по числу побед. Во время войны "O 21" потопила шесть вражеских торговых судов, повредила три, по одному промахнулась. Среди пострадавших- четыре итальянских, одно вишистское судно, а остальное японцы.
30 апреля 1946 года лодка вернулась в Нидерланды и была законсервирована. С 7 февраля 1950 использовалась как опытовое торпедное судно (Torpedo inschietvaartuig) "O 21" бортовой № S 801. Лодка исключена из списков флота 2 ноября 1957, а 24 января 1958 продана для разборки на металл фирме "G.P. van Beckum" в Алкмаар.
«О-21» отличилась своей "всеядностью"- она топила всех- немцев и итальянцев, японцев и вишистов.
"O 22" покинула Нидерланды 12 мая 1940 года с систершипом "О21" и буксиром BV 37 . Шла безоружной, без торпед и снарядов. Докомплектована в Росайте. В составе Королевского флота Британии "O 22" с бортовым № "P.22" лодка совершила пять походов на патрулирование, пятый поход стал последним. Она погибла 7-19 ноября 1940 года со всем экипажем, в котором служили 42 голландца и три британца. 13 августа 1993 года норвежским судном были обнаружены обломки лодки в 40 морских милях к юго-западу от норвежского побережья на глубине 180 метров в Северном море в районе Эгерсуна. Причина гибели до сих пор не известна.
По полученным от лодки радиограммам в последнем походе лодка два раза встречала немецких коллег, но атаковать не смогла.
Из версий обсуждалось столкновение с немецкой миной, но на корпусе лодки отсутствовали характерные повреждения. У Конвея ее гибель записана на счет германского тральщика М-144 (М 1104) и катера-охотника Uj177. Они единственные проводили атаку неизвестной подлодки в этом районе 8 ноября, сбросив около 30 глубинных бомб. Хотя не было ни масляного пятна, ни обломков. Поэтому не исключается и комплекс технических неполадок.
"O 23" смогли подготовить к выходу в Великобританию к 13 мая. Дооборудование лодки закончили с 20 мая по 5 июля 1940 года на верфи Thornycroft в Саутгемптоне. В составе Королевского флота как подводная лодка (Submarine) "O 23" с бортовым № "P.23"с сентября 1940 года несла службу в Северном море, а затем в Средиземном море. В июле 1941 года она потопила крупный итальянский танкер у берегов Лигурии. Это был "Маддалена Одеро" (построен в 1921 году, 5479т), он успел выброситься на берег и в тот же день был добит бомбардировщиками "Бленхейм" с Мальты.
В марте 1942 года лодку перевели в Индийский океан, в Коломбо. 23 и 24 мая 1942 года 12 членов экипажа O 23 награждены орденом "Бронзовый Крест". 27 июля 1942 года O 23 атаковала у Пенанга японское прибрежное судно Shofuku Maru 2 (730 тонн). Две торпеды прошли мимо. Так как японец оказался безоружен, голландцы решили добить его артиллерией, но на десятом выстреле 88 мм орудие заклинило, заклинило и "Эрликон". Из-за малой осадки каботажника торпеды оказались бесполезны.
29 июля 1942 года лодка пыталась атаковать японский отряд из двух крейсеров класса "Такао" или "Могами", охраняемых четырьмя эсминцами класса "Хубуки". Выпущенные с носовых аппаратов 4 торпеды прошли мимо, зато лодка стала предметом пристального внимания японских эсминцев, закидавших ее глубинными бомбами. Лодке удалось уйти и 2 августа она в Малаккском проливе успешно топит грузовой Zenyo Maru (6441 тонн ). В тот же день торпедой отправлено на дно судно Ohio Maru (5872 тонн).
25 октября 1942 года O 23 повредила торпедой грузовое судно Shinyu Maru (4621 тонн), торпеды, выпущенные по второму японскому судну прошли мимо, но здесь голландцам надо благодарить судьбу-на том судне с Явы в Рангун перевозилось 1700 голландских военнопленных .
Всего на счету лодки 20 боевых походов, потопление и повреждение пяти кораблей противника.
26 марта 1945 года лодка вернулась в Роттердам. 1 декабря 1948 года ее перевели в резерв, а в апреле 1949 года продали на разборку..
"O 24" перешла в Великобританию во второй группе, 13 мая вместе с "О 23". Лодка шла без боекомплекта, вместо которого погрузили медный балласт (по прибытии его продали британцам для изготовления гребных винтов). Часть пути пришлось идти под водой, устраняя многочисленные течи. При одном из всплытий лодка была обстреляна немецким "Мессершмиттом" из пулеметов. 15 мая она прибыла в Портсмут и с мая по август 1940 достраивалась на верфи "John Thornycroft" в Саутгемптоне.
В сентябре 1940 года вошла в состав Ройал Нейви как подводная лодка (Submarine) "O 24" бортовой № "P.24" в составе 9-й флотилии подводных лодок в Данди . Флотилия была международной, в нее входили также польские лодки. Она патрулировала Северное море и норвежское побережье. В марте 1941 года в составе 8-й подводной флотилии Гибралтара действовала в Бискайском заливе и в Атлантическом океане, принимая участие в том числе в охранении конвоев. Затем лодку перевели на Средиземное море, к восточному побережью Италии, где ей удалось потопить несколько судов противника, в том числе большой итальянский танкер, что сильно "помогло" немецко-итальянским войскам в Северной Африке с дефицитом топлива.
С июля 1942 года "O 24" подчинена Британскому Восточному флоту, базировалась в Коломбо на Цейлоне. Лодка патрулировала Индийский океан, Малаккский пролив, Суматру, Андаманские острова. Она приняла участие в нескольких спецоперациях, высаживая отряды британских коммандос на занятых японцами островах.
После ремонта в американской Филадельфии в середине 1944 года операционной базой лодки стал австралийский Фримантл, откуда она выходила в походы по Ост-Индии. Победу "O 24" встретила в Батавии.
На счету лодки-уже упомянутый итальянский танкер "Фианона"(6600 брт, 12 июня 1941,торпеда, артиллерия), итальянский патрульный катер V 121 / Carloforte(143 т., 12 июня 1941, артиллерия), итальянский торговый пароход BOMBARDIERE (1918 г.,613 т.(голландцы доложили о 5000 тоннике), 6 августа 1941, торпеда), итальянская шхуна MARGHERITA MADRE( 296 брт, 7 августа 1941, артиллерия), сторожевик A5 Carla V63 (построен в 1903 году, 347 т., торпеда, артиллерия), итальянское грузовое судно ITALO BALBO (5114 брт, 9 сентября 1941, торпеда), японское каботажное судно BANDAI MARU (165 брт, 21 февраля 1943, к западу от острова Пхукет, артиллерия), японский вспомогательный крейсер CHOSA MARU (2 538 брт, 20 августа 1943, 8 морских миль на юго-запад из Пенанга, одна из четырех использованных торпед). 3 ноября 1943 года лодка безуспешно атаковала японский крейсер.14 апреля 1945 года O 24 из палубного орудия потопила японскую парусную рыбацкую лодку Goenoeng Telang (40 тонн).
В апреле 1946 года лодка вернулась в метрополию вместе с освобожденными из плена голландскими моряками. Ее привел в Нидерланды «Пит» де Йонг, впоследствии министр и премьер-министр страны. Петрус Йозеф Сиетсе де Йонг, возглавлял правительство Нидерландов в 1967-71 годах. Уже на следующий день королева Вильгельмина посетила корабль, торжественно и официально поздравив экипаж.
"O 24" переведена в учебные в 1947 году, с 1948 использовалась как опытовое торпедное судно с бортовым номером S 804. Списана в июне 1955 года. До 1962 года была плавучей зарядной станцией и учебным судном "O 24" бортовой № A 875 (с 1958 года). Исключена из списков в 1962 году. В июне 1963 продана за 136 660 долларов для разборки на металл фирме "Hilltrade" в Роттердам, разобрана в Флиссингене.
Всего за войну на трех океанах голландские подводники, потеряв десять ( в том числе три затопили в Сурабае самостоятельно) своих лодок, потопили более 120 врагов, в том числе 12 боевых кораблей ( в т.ч. эсминец и две-три подлодки), 7 вспомогательных судов, 45 торговых судов под флагами Германии, Италии, Виши и Японии, захватили один пароход вишистской Франции и повредили десяток торговых судов стран "оси". Общий тоннаж более 150 000 тонн. Еще более 55 000 тонн было повреждено или захвачено. И это только документально подтвержденные потери.
От мощного голландского подводного флота ( напомню, 8-е место в мире, 25 единиц плюс 7 в постройке) к 1946 году осталось лишь семь лодок, заложенных до войны (в т. ч. 4 типа «О-21») и две лодки, полученные от британцев. С 1954 года три оставшиеся подлодки типа «О-21» использовались в качестве учебных. До 1959 года они все были списаны.
Три лодки, О 25, 26 и 27, были недостроены и увести их в Англию голландцы не смогли. Времени вывести из строя было немного, их затопили. 14 мая верфи были захвачены немцами, им достаточно просто удалось поднять лодки и поставить на достройку. В 1941-42 годах они были достроены, дооборудованы по немецким стандартам и введены в состав Кригсмарине как UD-3, 4 и 5.
UD3, бывшая O25 , вошла в состав Кригсмарине 8 июня 1941 года. С июня по август 1941 года она была приписана к 3-й и 5-й флотилиям в Киле в качестве учебной. В октябре 1942 года ее перевели в Лорьян, во 2-ю флотилию для выполнения боевых задач. Она патрулировала у западного побережья Африки до февраля 1943 года. Во время одного из походов она потопила норвежское грузовое судно Indra в 5041 рег. тонн. 1 марта 1943 года она была прикреплена к школе подводников в норвежском Бергене как учебная. В октябре 1944 года она была в Киле, где получила тяжелые повреждения при авианалёте, 13 октября 1944 года исключена из боевого состава, 3 мая 1945 затоплена в Киле из-за угрозы захвата союзниками. Поднята и сдана на металл.
UD4, бывшая O 26, была достроена немцами, спущена на воду 23 ноября 1940 года. Затем ее доводили до стандартов Кригсмарине до 28 января 1941 года. Лодку приспособили для проведения различных испытаний, в частности с силовой установкой. Она использовалась в основном как учебная в составе 27-й и 24-й флотилий в Готенхафене. В 1943 году ее переоборудовали в заправщик для немецких подлодок на Балтике, в этом качестве она совершила 220 выходов. В 1945 году была передана 18-й флотилии в Хель. Из списков исключена 19 марта 1945, 3 мая 1945 затоплена в Арсенале Киля из-за угрозы захвата союзниками. После войны поднята и разобрана на металл.
UD5, голландская O 27, последняя лодка класса O 21, также была захвачена в Роттердаме. В 1941 году немцы завершили переоборудование дизелей под свои стандарты, с ноября 1941 года по август 1942 года она служила учебной лодкой 5-й учебной флотилии в Киле. 30 января 1942 года лодку ввели в боевой состав, с августа 1942 года по январь 1943 года она несла службу в составе 10-й флотилии в Лорьяне, в районе к западу от архипелага Зеленого Мыса. На ее счету потопление британского грузовоза SS Primrose Hill (7628 рег. тонн). С 1943 по май 1945 года UD5 была прикреплена к школе подводников в Берген. Летом 1943 года ее пытались приспособить в подводные танкеры для подлодок.
После капитуляции германского флота лодку вместе с 23 коллегами отправили в Лиссахалли для проведения операции Deadlight (уничтожения немецких подводных лодок). Однако при оформлении голландца опознали, в том числе по картинке с голландской морячкой на рубке, и вернули законным хозяевам. С 13 июля 1945 года, ее разместили на базе в Данди под контролем Королевского флота, а затем отправили на родину. Лодке вернули прежнее название O 27 (бортовой номер S 807). Она служила испытательным кораблем для торпедных пусков и кораблем-мишенью до 1958 года. Из списков исключена 14 ноября 1959, 23 декабря 1960 продана фирме "Jos de Smedt" в Антверпен за 131000 гульденов и в 1961 разобрана на металл.
Заслуги голландских подводников были по достоинству оценены не только британским Адмиралтейством. Погибшим во время войны на семи голландских подлодках был посвящен монумент в Роттердаме, в открытии которого приняла участие и королева Вильгельмина.
систематизированный каталог статей канала-по ссылке:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам