Сегодня опять будут «малые голландцы». Нидерландам, для европейской реальности, очень повезло. До 1940 года они последний раз воевали еще с Наполеоном. Более века мирной жизни, богатые заморские колонии... Что еще надо для хорошей жизни? Первая мировая война голландцев тоже обошла стороной, не стал Второй рейх покушаться на земли королевы Вильгельмины. Тем не менее, голландцы уделяли защите метрополии и Ост-Индии достаточно внимания, обеспечивая свой флот самым современным вооружением и чутко улавливая тенденции ближайшего будущего.
Протяженное и мелководное побережье страны весьма располагает к применению для обороны минного оружия. Голландский флот минно-тральные корабли строил активно и к 1940 году имел эффективную эскадру.
О минных заградителях упоминалось ранее, но тральщики голландцы тоже строили. В 1918 году из буксиров были достроены как тральщики четыре корабля типа М (около 200 тонн), это были первые тральщики голландского флота. В 1929 году для колоний были построены 4 тральщика типа А (179 тонн), они стали первыми специально спроектированными голландскими тральщиками.
И, наконец, перед Второй мировой войной на основе проекта типа А был разработан вариант более крупного универсального тральщика для службы как в метрополии, так и в колониях.
Проектирование тральщика началось в 1935 году как «Mijnenvegers 1935-1936». Значительно увеличенные размеры позволили улучшить мореходность и усилить вооружение. Конструкция была довольно интересной, в носовой части не было никакого вооружения, кроме пулеметной башни, зато
на корме размещалась мощная 75 мм пушка (7,5-сантиметровые орудия были взяты со старых крейсеров), еще одна пулеметная башня, краны, тралы и шлюпки. Проект получился довольно удачным, хотя его критиковали за плохие условия для экипажа.
Тральщики получили строившиеся по лицензии паровые машины типа Stork и котлы Ярроу. Корабли также можно было использовать в качестве минных заградителей.
Строились тральщики на двух верфях- компанией Gusto в Схидаме и компанией P. Smit из Роттердама.
Известны они как класс «Ян ван Амстел». Это самые крупные голландские тральщики специальной постройки и самая многочисленная серия тральщиков Голландии во Второй мировой войне.
Головной корабль(Hr. Ms. Jan van Amstel) получил имя в честь Яна ван Амстеля.
Ян ван Амстель или Ян де Холландер ( Jan van Amstel; ок. 1500, Амстердам — ок. 1542) — фламандский художник, представитель Северного Возрождения.
Остальные увековечили имена капитанов и адмиралов голландского флота эпохи его расцвета 16-18 веков («Jan van Amstel», «Pieter de Bitter», «Abraham Crijnssen», «Eland Dubois», «Willem van Ewijck», «Pieter Florisz», «Jan van Gelder», «Abraham van der Hulst»). Интересно, что на борт корабли получили обозначение одной буквой-от A до H, в соответствии с фамилией знаменитого тезки.
- Абрахам ван дер Хюлст (Abraham van der Hulst; 11 апреля 1619, Амстердам — 12 июня 1666) — нидерландский адмирал и герой XVII века.
- Ян ван Гелдер (Jan van Gelder ;1647-73). Капитан, пасынок Michiel Adriaensz de Ruyter.
- Виллем ван Эвейк, адмирал, около 1680.
- Питер Флориш (Pieter Florisz;1605-58). Вице-адмирал Западной Фрисландии
- Эланд Дюбуа, флотоводец во время 3-й англо голландской войны.
- Питер де Биттер (Pieter de Bitter; 1620 год – 15 июня 1666 года) — голландский офицер Голландской Ост-Индской компании, живший в XVII столетии.
Восемь кораблей было заложено в 1936 году. Первые четыре («Ян ван Амстел», «Питер де Биттер», «Абрахам Крийнссен» и «Эланд Дюбуа»), в конце 1937 года ушли в Ост-Индию. Еще 4 («Виллем ван Эвейк», «Питер Флориш», «Ян ван Гелдер» и «Абрахам ван дер Хульст») были построены для метрополии. В начале войны в Европе было заказано еще 4 корабля этого типа, но до немецкого вторжения успели заложить только один. Всего планировалось довести количество таких тральщиков до 12.
В начале 1940 года заказ был увеличен еще на два корабля, но их даже заложить не успели.
10 мая "странная война" в Европе закончилась, германские войска вторглись во Францию и в страны Бенилюкса. Голландцам вновь пришлось воевать, но они уже не смогли. 15 мая голландская армия капитулировала, остатки флота ушли в английские порты. Королевское семейство эвакуировалось в Великобританию.
Голландский флот помогал англичанам с эвакуацией из Дюнкерка и впоследствии участвовал в боях на Тихом океане против Японии.
Оставшийся на голландской верфи недостроенный тральщик немцы достроили для себя.
Всего достроено в 1936-1940 годах было 9 кораблей этого типа, четыре — на верфи Gusto в Схидаме и пять — на верфи P. Smit в Роттердаме. Пять тральщиков погибли во время войны. "Немецкий", девятый, кстати, уцелел и после войны продолжил службу во флоте Нидерландов. Служили эти корабли до 1961 года.
Один сохранился до наших дней и работает музеем. Он, пожалуй, самый известный из этой девятки и ему посвящена большая часть статьи.
Это «Абрахам Крийнссен», названный в честь голландского флотоводца.
Абрахам Крийнссен- (Abraham Crijnssen; р. Флиссинген — 1 февраля 1669, Парамарибо) — голландский флотоводец, наиболее известный по руководству захватом колонии Суринам в 1667 году во время Второй англо-голландской войны.
«Ян ван Амстел» HNLMS «Jan van Amstel». P. Smit, Rotterdam. Заводской №499. Бортовой № А. Заложен 21 марта 1936 года. Спущен на воду 27 августа 1936 года. Введён в эксплуатацию 15 марта 1937 года. Затонул 8 марта 1942 года.
«Питер де Биттер» HNLMS «Pieter de Bitter». P. Smit, Rotterdam. Заводской №500. Бортовой № B. Заложен 21.3.1936. Спущен на воду 29.10.1936. Введён в эксплуатацию 26.5.1937. Затоплен 6 марта 1942 года.
«Абрахам Крийнссен» HNLMS «Abraham Crijnssen». Gusto, Schiedam. Заводской №712. Бортовой № C, 8.1946- MV1, 1950- M801. Заложен 21.3.1936. Спущен на воду 22.9.1936. Введён в эксплуатацию 26.5.1937. Королевский военно-морской флот Австралии 26 августа 1942 — 5 мая 1943. Судно-перевалочный пункт A925 с 1952. Списан в 1961 году. Корабль-музей с июля 1997 года.
«Эланд Дюбуа»HNLMS «Eland Dubois». Gusto, Schiedam. Заводской №713. Бортовой № D. Заложен 21.3.1936. Спущен на воду 24.10.1936. Введён в эксплуатацию 21.6.1937. Затоплен 8 марта 1942 года.
«Виллем ван Эвейк» HNLMS «Willem van Ewijck». P. Smit, Rotterdam. Заводской №506. Бортовой № E. Заложен 1936. . Спущен на воду 22.2.1937. Введён в эксплуатацию 19.7.1937. Затонул 8 сентября 1939 года.
«Питер Флориш» HNLMS «Pieter Florisz». P. Smit, Rotterdam. Заводской №507. Бортовой № F, 8.1946- MV4, 1950- M804. Заложен 22.11.1936 . Спущен на воду11.5.1937. Введён в эксплуатацию 13.9.1937. Затоплен 14 мая 1940 года. В Кригсмарине 1940–1945. Возвращен Германией 08.1946. Вновь введён в эксплуатацию в 1946 году. Вспомогательное судно A926 с 1952. Списан в 1961 году. Продан на металлолом.
«Ян ван Гелдер» HNLMS «Jan van Gelder». Gusto, Schiedam. Заводской №714. Бортовой № G, 8.1946- MV3, 1950- M803. Заложен 10.10.1936. Спущен на воду 27.3.1937. Введён в эксплуатацию 13.9. 1937. Королевский военно-морской флот- 26 марта 1943–1946 (5.1945). Вспомогательное судно A927 с 1952. Списан в 1961 году. Отправлен на слом.
«Абрахам ван дер Хульст» HNLMS «Abraham van der Hulst».(1937). Gusto, Schiedam. Заводской №715. Бортовой № H. Заложен 13.11.1936. Спущен на воду 31.5.1937. Введён в эксплуатацию 11.10.1937. Затоплен 14 мая 1940 года. В Кригсмарине- 1940–1944. Уничтожен 20 августа 1944 года.
«Абрахам ван дер Хульст» (II) HNLMS «Abraham van der Hulst» (ex-«Willem van Ewijck»)(1946). P. Smit, Rotterdam.. Заводской №547. Бортовой № MV2, 1950- M802. Заложен 1940. Спущен на воду 16.4.1940. Введён в эксплуатацию 30.8.1940. Захвачен Германией до ввода в эксплуатацию и в Кригсмарине 1940–1945(M552). Возвращен 5.1945. Введён в эксплуатацию в 1946 году. Вспомогательное судно A928 с 1952. Списан в 1961 году. Отправлен на слом.
Водоизмещение стандартное 440 тонн или 460 длинных тонн (467 тонн)/ 525, полное 585 длинных тонн (594 тонн). Длина 55,8/56,8 м (186 футов 4 дюйма) м. Ширина 7,6-7,8 м (25 футов 7 дюймов) м. Осадка 2-2,1 -2,2 м (7 футов 3 дюйма) м
Двигатели-2 котла Yarrow, 2 паровых машины тройного расширения Stork, 1600 л.с. Движители- два винта. Скорость хода 15 узлов. Запас топлива 110 тонн нефти. Дальность плавания 4700 миль (11 узлов). Экипаж 45 человек.
Вооружение- 1 х 75-мм/52 SA Nr.2 орудие. Зенитная артиллерия , 2 спаренных (2х2) пулемёта 50-го калибра 12,7мм /90
Потом-2 х 20-мм пушки «Эрликон»или 4х1 – 20-мм зенитных автомата (Авраам ван дер Хульст (II)- 3 x 1 - 20мм/65 C/38; 40 морских мин , механическое траление).
Модернизации:
В 1942–1943 годах «Абрахам Крийнссен», «Ян ван Гелдер» : сняты 1 x 1 — 75 мм/52, 2 x 2 — 12,7мм/90; установлены 1 x 1 — 76мм/40 универсальная 12-фунтовая QF Mk I/II/V британская пушка и 2 x 1 — 20мм/70 зенитных автомата Oerlikon Mk II/IV
«Абрахам Крийнссен», «Ян ван Гелдер» и «Ян ван Амстел» получили ASDIC во время Второй мировой войны. «Ян ван Гелдер» получил траловое оборудование для борьбы с акустическими минами.
В конце 1940-х годов все сохранившиеся были перевооружены - 1 x 1 — 75мм/55 SA Nr.2, 4 x 1 — 20мм/70 Mk IV, 40 мин, механический минный трал.
Тральщики имели длину 55,8 метра (183 фута 1 дюйм), ширину 7,8 метра (25 футов 7 дюймов) и осадку 2,2 метра (7 футов 3 дюйма) при полной загрузке . Их водоизмещение составляло 450 длинных тонн (460 тонн ) при нормальной загрузке, которое увеличивалось до 585 длинных тонн (594 тонн) при полной загрузке.
Силовая установка- две паровые машины тройного расширения и два котла Ярроу, работающие на два винта. Двигатели имели номинальную мощность 1600 лошадиных сил, что давало кораблям скорость 15 узлов. Запас топлива составлял 110 длинных тонн мазута. Команда тральщика- 45 офицеров и рядовых .
Корабли помимо траления также могли использоваться в качестве минных заградителей .
Первыми приняли бой четыре тральщика, находившиеся в метрополии. Эти корабли сформировали 1-й дивизион минных тральщиков.
«Willem van Ewijck» погиб 8 сентября 1939 года близ Терсхеллинга, подорвавшись на своем же оборонительном минном поле. Минный заградитель Nautilus и минные тральщики «Pieter Florisz», «Abraham van der Hulst», «Jan van Gelder» и «Willem van Ewijck» проводили траление и осмотр морских минных полей около канала Boomkensdiep. После полудня «Willem van Ewijck» подорвался на мине (порядка 200 кг ВВ). Погибло 30 человек.
«Jan van Gelder» подорвался тоже на своей мине 8 октября 1939 года. В результате взрыва кормовой части погибли шесть человек и 7 получили ранения. Благодаря закрытым водонепроницаемым переборкам носовая часть осталась на плаву и её удалось отбуксировать в Ден-Хелдер, где судно было полностью отремонтировано. После ремонта вернулся в строй 17 апреля 1940 года.
Он смог в мае 1940 года уйти в Англию и 26 марта 1943 года был передан Королевскому флоту. Вернули его голландцам в 1945 году. С 1950 года корабль использовался как сетевой заградитель, списан в 1961 году, передан Морскому кадетскому корпусу, после чего сдан на слом.
«Pieter Florisz» и «Abraham van der Hulst» были перед капитуляцией затоплены экипажами в Энкхёйзене 14 мая 1940 года; они были подняты немцами и введены в строй Кригсмарине как M551 и M553. Незавершенный «Willem van Ewijck» (II) был захвачен немцами на стапеле и достроен как M552. С декабря 1940 года немцы переоборудовали голландские тральщики в торпедоловы.
На службе в Кригсмарине экипаж увеличился до 59 человек, а вооружение состояло из одной 75-мм зенитки и четырех 20-мм автоматов (1×2, 2×1).
M553 погиб 20 августа 1944 года. Он подорвался на мине и затонул у Брюстерсторта 21 апреля 1944 года в Остзее. Поднят 20 июля 1944 года и отбуксирован в Готенхафен для списания. Впоследствии обломки были отбуксированы в Штеттин, где 20 августа 1944 года были подожжены бомбами недалеко от Голлновверфта. Сгоревшие обломки остались там и были захвачены советскими войсками. Ещё два корабля были возвращены Нидерландам в 1945 году: M551 получил прежнее имя «Pieter Florisz», а M552 был переименован в «Abraham van der Hulst» (II), ибо голландцы перепутали свои корабли после долгой разлуки. Оба списаны в 1961 году и в феврале 1962 года переданы Морскому кадетскому корпусу. «Abraham van der Hulst» (II) позже сдан на слом.
«Pieter Florisz» окончательно выведен из эксплуатации в сентябре 1976 года и продан на слом компании Stolk's Handelsonderneming BV в Хендрик-Идо-Амбахте. Там корабль простоял много лет, пока его разбирали на запчасти и сувениры.
В начале 1942 года голландские корабли вступили в войну с японцами. 1 марта японцы высадили на Яве три морских десанта. Флот ABDA (Англия, США и Голландия) был разгромлен в битве в Яванском море 27 февраля 1942 года. Союзные военно-морские силы на Яве были распущены, кораблям было приказано прорываться в союзные порты или затопиться.
К 12 марта все было кончено. Общее число военнопленных союзников составило 82 618 человек, в том числе 66 219 военнослужащих вооружённых сил Голландской Ост-Индии, 4890 военнослужащих вооружённых сил Австралии, 10 626 военнослужащих вооружённых сил Великобритании и 883 военнослужащих вооружённых сил США. К слову, японские силы вторжения-около 40 тысяч человек.
Четыре минных тральщика типа «Jan van Amstel» составляли 2-й дивизион тральщиков под командованием капитан-лейтенанта Лебо. Базировались они в Сурабае.
Из четырех тральщиков этого типа три погибли в начале марта 1942 года.
«Pieter de Bitter» 6 марта 1942 года был подорван и затоплен экипажем в Сурабае, его командир лейтенант-коммандер Деккер (Dekker) посчитал прорыв слишком опасным. Лейтенант-коммандер Деккер провел три года в лагере для военнопленных. После войны он был отдан под трибунал и 13 апреля 1948 года с позором уволен с флота.
«Jan van Amstel» в результате авианалёта в Сурабае 6 марта 1942 года был повреждён, погибли 23 члена экипажа. Вечером 6 марта «Jan van Amstel» и «Eland Dubois» покинули Сурабаю. Корабли пытались уйти в Австралию, но у «Eland Dubois» вышел из строя один из котлов, а часть команды дезертировала еще в порту. 8 марта было решено затопить его, а экипажу перебраться на «Jan van Amstel». Были открыты кингстоны и подорвана одна из глубинных бомб. Тральщик был затоплен в районе Гили Гентенг.
«Jan van Amstel» под командованием лейтенанта. де Грува 8 марта 1942 года был перехвачен и атакован японским эсминцем «Арасио» (Arashio / 荒潮) в Мадурском проливе. «Jan van Amstel» был потоплен, часть экипажа погибла, в том числе командир «Eland Dubois» лейтенант де Йонг, а выжившие попали в плен.
Уцелел только «Abraham Crijnssen». Он находился на базе в Сурабае и, наверняка, он должен был повторить судьбу собратьев, либо затопиться, либо стать жертвой японских самолетов и кораблей, которых возле Явы было видимо-невидимо.
Но командир тральщика капитан-лейтенант Энтони ван Миерт не считал положение безвыходным. Хотя пробиться маленькому тихоходному кораблику с одной 76 мм пушкой было нереально, он пошел другим путем.
Корпус корабля срочно перекрасили под цвет ландшафта, палубу и надстройки прикрыли срезанными с деревьев густыми ветками. Индонезию не зря называют страной тысячи островов, на самом деле их больше 17500, больших и маленьких. Вот под маленький островок, коих здесь бесчисленное множество, и замаскировал свой корабль капитан ван Миерт.
Команда получила право выбора и половина экипажа (в основном индонезийцы) сошла на берег, предпочтя японский плен опасной авантюре. Вместо них на борт взяли добровольцев с других кораблей.
6 марта корабль покинул Сурабаю. Тральщик передвигался по ночам, а днем вставал на якорь поближе к берегу. Он шел отдельно от двух других тральшиков, так как те шли без маскировки. Из-за нехватки топлива большую часть из полутора тысяч миль голландцы прошли на 10 узлах, в максимально экономном режиме.
Зеленый покров приходилось менять почти каждый день, так как листья быстро желтели, сохли и привлекали внимание. Несколько раз мимо проходили корабли японцев, а над головами моряков пролетали разведчики. Но «Абрахам Крийнссен» так и не обнаружили.
11 марта корабль выходит в Индийский океан через пролив Алас и дальше шел уже без камуфляжа, острова кончились.
15 марта 1942 года «Abraham Crijnssen» благополучно прибыл в Джералдтон, а 20 марта 1942 года перешел в порт Фримантл в Западной Австралии.
Энтони ван Миерт и 9 членов экипажа были награждены голландским Крестом почёта ордена Дома Оранских (Cross of Merit of the Order of the House of Orange).
Капитан-лейтенант ван Мирт оставался командиром тральщика до 25 августа 1942 года. Затем он был переведен на должность старшего офицера канонерской лодки Hr. Ms. Soemba. С 5 августа 1943 года исполнял обязанности командира , после гибели в бою командира канлодки Штеркенбурга. С 24 ноября 1944 года он был командиром канлодки Hr. Ms. Flores, а с 16 января 1945 года командовал минным заградителем Hr. Ms. Wilem van der Zaan. В 1967 году он был с почестями уволен из ВМС и вышел в отставку в звании коммандера.
Боевых подвигов ему свершить не удалось, но как плавучий остров «Абрахам Крийнссен» он точно вошел в историю.
Он стал последним судном, успешно покинувшим Яву, и единственным кораблем своего класса в регионе, которому удалось выжить.
В Австралии на тральщик поставили гидролокатор, пушку заменили на универсальную британскую, а пулеметы на "эрликоны". С 26 августа 1942 по 5 мая 1943 года он был передан австралийскому флоту.
К голландским морякам на корабле присоединились выжившие с британского эсминца HMS «Юпитер» и австралийские моряки. Командовал австралийский лейтенант. С портретами монархов разобрались так- портрет королевы Вильгельмины Нидерландской оставили на переборке, а портрет короля Георга VI повесили в каюте лейтенанта.
С мая 1943 года кораблик вновь ходил под флагом Нидерландов.
До конца войны корабль занимался обеспечением операций союзных подлодок, а в январе 1943 года обнаружил и атаковал японскую подлодку, правда результат атаки остался неизвестным.
«Abraham Crijnssen» буксировал поврежденную подводную лодку K IX с 7 июня 1945 года из Сиднея в Дарвин. Но ночью 8 июня 1945 года во время буксировки порвался трос, лодка легла в дрейф и была отнесена течением к берегу, который в настоящее время называется Субмарин-Бич (Submarine Beach, «Пляж подводной лодки») к югу от деревни Сил-Рокс в Новом Южном Уэльсе. Впоследствии лодка была частично разобрана на металл.
«Abraham Crijnssen» также использовался для расчистки от мин гавани Купанг перед прибытием сил Королевского австралийского флота для принятия капитуляции японцев на Тиморе.
После войны все четыре оставшихся корабля этого типа были отправлены в Голландскую Ост-Индию в качестве патрульных. К этому времени первоначальное вооружение на борту было снято. Вместо него на борту были установлены 40-мм, 37-мм и 20-мм орудия.
В 1961 году тральщик списали и передали Морскому кадетскому корпусу. С 1962 по 1972 год он стоял в доке в Гааге, после чего был переведён в Роттердам. В это время корабль также использовался в качестве плавучего склада.
С 1996 года он стал частью военно-морского музей в городе Ден-Хелдер в Нидерландах.
Из девяти построенных тральщиков во время войны погибли три (один из них как немецкий), два были затоплены экипажами, войну пережили четыре, один, самый хитрый, остался музеем. Корабли служили в Королевском флоте Нидерландов(9), британском(1) и австралийском(1) Королевских флотах, а также в Кригсмарине(3).
В честь древнего флотоводца и тральщика эпохи мировой войны в 1983 году был назван фрегат типа «Кортенар» ВМС Нидерландов «Абрахам Крийнссен» (F816). В 1997 году фрегат был передан ВМС ОАЭ и переименован в «Абу-Даби» (Abu Dhabi (F01)). Служил он до 2008 года, а с 2009 года началось его переоборудование в роскошную яхту. Тоже весьма забавная судьба...
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам