Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Избиение самураев. Корвет «Медуза»

Оглавление

« Медуза в проливе Симоносеки, сентябрь 1864 г.»
« Медуза в проливе Симоносеки, сентябрь 1864 г.»

Пик голландской морской славы пришелся на эпоху парусов. Восстановив государственность после наполеоновских войн, Нидерланды еще мечтали о возвращении эпохи Тромпа и Де-Рёйтера. К появлению пароходов голландцы отнеслись достаточно прохладно и спохватились лишь когда в конце 40-х годов англичане и французы построили по несколько винтовых фрегатов. Более экономичные винтовые корабли активно вытесняли неповоротливые и уязвимые колесные пароходы.

Голландцы тормозили и здесь. Лишь в начале 1852 года они собрали специальную морскую комиссию, которая рекомендовала построить три винтовых военных парохода. Даже распределили заказы по госверфям-два на Амстердам и один-на Флиссинген.

К началу ноября аппетиты выросли до четырех пароходов- три амстердамских и один- Флиссинген. В итоге был построен один винтовой фрегат (Piet Hein, позже Wassenaar), два винтовых корвета Medusa и Borneo (позже Amelia) и одна винтовая шхуна Vuurpijl (позже Montrado).

Но классификация парового флота Нидерландов была своеобразной- все корабли классифицировались как «пароходы» или по-голландски Stoomschip, иногда как «паровые суда» (по-голландски stoomvaartuig) или даже «паровые лодки» (голландское stoomboot).

Исключение было сделано для двух винтовых корветов типа Medusa, они числились как «корвет» или «корвет с вспомогательной паровой тягой», а если совсем конкретно-то «куилкорвет» или корвет с крытой пушечной палубой.

Головной корвет «Медуза» стал первым голландским винтовым кораблем. Его систершип в зависимости от ситуации назывался «Амелия» или «Принцесса Амелия», в честь принцессы Амалии Саксен-Веймар-Айзенахской. Амелия считается своеобразным миксом голландского имени Амалия и французского Амели.

-2

Амалия Саксен-Веймар-Эйзенахская ( Amalia von Sachsen-Weimar-Eisenach, при рождении Амалия Мария да Глория Августа (нем. Amalia Maria da Gloria Augusta); 20 марта 1830, Гент — 1 мая 1872, Вальферданж) — принцесса Саксен-Веймар-Эйзенахская, в браке — принцесса Нидерландская, супруга принца Генриха.

Глобальное отставание в современных винтовых кораблях оставалось критическим и назначенный 8 февраля 1855 года военно-морским министром Смит ван ден Брук добился срочного принятия новой судостроительной программы, обнародованной уже в мае 1855 года-

3 винтовых паровых фрегата мощностью 400 л.с., 50 орудий и 500 человек экипажа для защиты Нидерландов. 12 винтовых корветов для Ост-Индии, мощностью 250 л.с., 12 30-фунтовых орудий и 125 человек экипажа. Для охраны многочисленных аванпостов в Индии- 15 шлюпов мощностью 100 л.с., 12 орудий и 85 человек. Плюс небольшие колесные суда для рек и мелководья.

-3
-4
«Медуза»
«Медуза»

«Медуза» Medusa Rijkswerf ( Рейксверф) Амстердам. Заложен 25 ноября 1852 г. Спущен на воду 22 июня 1854 г. Вступил в строй 10 апреля 1855 г


«Амелия» Princess Amelia или Prinses Amelia (бывший «Борнео») Rijkswerf
(
Рейксверф) Флиссинген. Заложен 5 августа 1853 г. Спущен на воду 12 октября 1855 г. Вступил в строй 1 июня 1856 г. Списан 10 сентября 1875 г.



Водоизмещение 1,241–1512 тонн. Длина 51,52–49,8 м (169 футов 0 дюймов - 163 футов 5 дюймов). Ширина 11,14–11,6 м (36 футов 7 дюймов - 38 футов 1 дюйм). Осадка 5,00–5,40 м (16 футов 5 дюймов - 17 футов 9 дюймов). Деревянный корпус.
Паровая машина, 150 номинальных лошадиных сил. Скорость под
паром 6 узлов , под парусами 11 узлов . Экипаж 120-150 человек
Вооружение- 16-19 орудий- 4 гаубицы 200 мм и 12 пушек 30 фнт

«Медуза» имела длину около 51 м, ширину около 11 м и водоизмещение 1241 тонну. Корабль получился значительно крупнее предыдущего парусного корвета Sumatra 1848 года ( длина 40 м, ширина 12 м и водоизмещение 943 тонны). Конструктивно это был парусный корвет увеличенного размера для установки паровой машины и хранения угля.

Машина для «Медузы» была изготовлена на верфи Fijenoord в Роттердаме, тогда часто именовавшейся NSBM. На испытаниях «Медуза» показала скорость 7,75 узлов, что позволяло рассчитывать на максимальную скорость в эксплуатации около 6,5 узлов. В неспокойном море это было всего 6 узлов.

Машина для «Амелии» была изготовлена на заводе Van Vlissingen и Dudok van Heel в Амстердаме ( позже известен как Werkspoor).

По проекту на «Медузах» планировалось установить тяжелые пушки, 60 и 30 фунтовые. Но неудачные ходовые испытания потребовали облегчить корабль. Установка «более легкой батареи» заключается в снятии 30-фунтовых орудий с верхней палубы.

На 1853 год предполагалось разместить на батарейной палубе 4 гаубицы 20-см № 2 и 12 длинных 30-фунтовых пушек № 3. На верхней палубе должны были стоять 3 длинных 30-фунтовые пушки № 3 на поворотном лафете в носу и две на корме по бортам.

На 1865 год вооружение корвета состояло из 12 * 30-фунтовых, 4 * 60-фунтовых, 1 * 12-фунтовой пушки и двух 12-см гаубиц. Для десанта также имелись 12-фунтовые гаубицы, 3-фунтовые бронзовые пушки и 100 винтовок.

В 1869 году корвет был вооружен 8 длинными 30-фунтовыми, 4 20-см гаубицами и 4 нарезными 16-см орудиями.

200 мм гаубица № 2 тогда обозначалась как 60 фнт «по весу цельного выстрела, который они произвели», так как калибр соответствовал 60 фнт пушке (20,14 см).

-6
-7
-8
-9
"Медуза" прокладывает себе путь через пролив Симоносеки, автор Якоб Эдуард ван Химскерк ван Бист
"Медуза" прокладывает себе путь через пролив Симоносеки, автор Якоб Эдуард ван Химскерк ван Бист

Корвет «Медуза» вошел в историю благодаря своей службе на Дальнем Востоке, у японских берегов. 18-пушечная тогда «Медуза» патрулировал побережье Японии с 1862 по 1864 годы. Командиром корвета был будущий адмирал Франсуа де Каземброт. Япония в это время болезненно переживала период от вынужденного, под угрозой силой, открытия страны европейской торговле до самостоятельного выбора западного пути развития.

Наиболее остро противоречия проявлялись в южных и самых развитых княжествах. С одной стороны они жадно впитывали европейские технические новинки, перевооружали армии и флоты современных европейским оружием, нанимали европейских советников и вели активную торговлю с западом. С другой стороны их даймё и самураи выступали резко против проникновения европейской культуры и иностранцев во внутреннюю жизнь Японии.

Самые сильные княжества, Сацума и Тёсю не останавливались и перед войной с европейцами. В 1853-1864 годах ряд столкновений произошел в княжестве Тёсю, контролирующем Симоносекский пролив крепостью в Симоносеки, вооруженной новыми европейскими пушками.

Тесю под руководством дайме Мори Такачика начал высылку всех иностранцев на основании императорского "Приказа об изгнании варваров". По всем иностранным кораблям в проливе Симоносеки Мори приказал открывать огонь без предупреждения.

А этот 600-метровый проход-единственный между островами Хонсю и Кюсю и соединяющий Внутреннее море с Японским.

У Тёсю помимо множества старых пушек с ядрами было пять 8-дюймовых (200 мм) пушек Дальгрена, подаренных Японии Соединенными Штатами и три паровых военных корабля американской постройки: Daniel Webster с шестью пушками, Lanrick, или Kosei, с десятью пушками, и Lancefield, или Koshin, с четырьмя пушками.

Первым 25 июня 1863 года был обстрелян двумя кораблями японцев американский торговый пароход SS Pembroke, стоявший на якоре недалеко от пролива. С одного из кораблей американцев громкими криками учили-"Почитайте императора и изгоните варваров!" (尊皇攘夷 сонно джой). ПАроходу под огнем удалось уйти через пролив Бунго без жертв и с небольшими повреждениями.

Вскоре тоже во время стоянки на якоре с берега был обстрелян французский авизо "Кьен Чан". У него была повреждена машина и еще четыре попадания, пока ему не удалось уйти.

Франс де Каземброт ( François (Frans) de Casembroot; 1817—1895)
Франс де Каземброт ( François (Frans) de Casembroot; 1817—1895)
 «Медуза»бьет японцев под Симоносеки
«Медуза»бьет японцев под Симоносеки

11 июля 16-пушечный голландский корвет «Медуза» вошел в пролив Симоносеки, его командир Франсуа де Казембрут был убежден, что лорд Мори Такачика не посмеет открыть огонь по из-за давних и хороших отношений между Нидерландами и Японией. Но корвет был обстрелян более чем 30 выстрелами, убито и ранено было 9 моряков. Озверевший Казембрут приказал открыть огонь и на полном ходу прорвался из зоны обстрела. А на борту корвета находился генеральный консул Нидерландов....

Первая ответка Тёсю пришла 16 июля 1863 года в виде американского фрегата USS Вайоминг под командованием Макдугала. 2 часа фрегат бился с японским флотом, потопил два и повредил один корабль, около 40 японцев было убито. Но и фрегат понес потери- четыре члена экипажа погибли и семеро получили ранения, один позже скончался от полученных ран.

Японцы тем временем подняли оба потопленных парохода и в 1864 году они несли службу в гавани Хаги.

После американцев набег на японцев 20 июля устроили французы на авизо "Танкред" и "Семирамис". 250 морских пехотинцев захватили и разрушили городок и взяли несколько пушек.

Но на позицию японцев это не повлияло. Антиеваропейские погромы продолжались, проход через пролив был закрыт.

Несколько месяцев морские державы согласовывали метод решения проблемы.

После договоренности о совместных действиях возле пролива стала сосредотачиваться объединенная эскадра- пятнадцать британских военных кораблей встали на якорь рядом с четырьмя голландскими. Американцы занимались своей гражданской войной, французы интервенцией в Мексику и их участие было минимальным. На борту британской эскадры находился в готовности пехотный полк из Гонконга.

Британская эскадра предъявила Мори многонациональный ультиматум, пригрозив военной силой, если пролив не будет открыт.

-13
Бомбардировка Симоносеки, Якоб Эдуард ван Химскерк ван Бист
Бомбардировка Симоносеки, Якоб Эдуард ван Химскерк ван Бист
Британская военно-морская бригада и морские пехотинцы штурмуют частокол в Симоносеки, The Illustrated London News, декабрь 1864 года.
Британская военно-морская бригада и морские пехотинцы штурмуют частокол в Симоносеки, The Illustrated London News, декабрь 1864 года.

17 августа 1864 года эскадра, состоящая из девяти британских (Euryalus, Conqueror, Tartar, Leopard, Barrosa, Perseus, Argus, Coquette и Bouncer), четырех голландских (Djambi, Metalen-Kruis, Medusa и Amsterdam) и трех французских военных кораблей (Tancrède, Sémiramis и Dupleix), а также 2000 солдат, морских пехотинцев и моряков, под командованием адмирала Королевского флота сэра Огастеса Леопольда Купера, вышла из Иокогамы для открытия пролива Симоносеки. Американскую поддержку и участие изображал зафрахтованный пароход Ta-Kiang.

Двухдневное сражение 5-6 сентября 1864 года нанесло силам княжества Тёсю значительный урон, продолжать противостоять западным державам оно больше не могло. Такасуги Синсаку заключил мир с четырьмя западными державами, и 8 сентября 1864 года войска Тесю окончательно капитулировали.

Потери союзников составили 72 убитых или раненых; хотя Эрнест Сатоу, переводчик при адмирале Купере, сообщает только о 8 убитых и 30 раненых британцах и двух поврежденных британских кораблях. Полный отчет о битве есть в книге Эрнеста Сатоу "Дипломат в Японии". Де Казембрут написал свой отчет о событиях на "Медузе" в своей книге о, Японии в 1863-1864 годах.

Японцы выплатить огромную компенсацию в 3 миллиона долларов не смогли и взамен открыли для иностранцев гавань Хего и на 5% снизили таможенные тарифы. В 1883 году США вернули Японии свою долю репараций-750 тысяч долларов.

Сёгунат сразу после поражения Тёсю от международного флота отправил в княжество свою карательную экспедицию, вернувшуюся с головами зачинщиков восстания.

А Королевский флот Великобритании параллельно отбомбился по Кагосиме, усмиряя другое японское мятежное княжество-Сацума.

Вернувшись в Нидерланды, Казембрут получил благодарность за свои действия в Японии, был посвящен в рыцари и награжден орденами вместе со своими людьми.

Памятная медаль в честь сражения при Симоносеки
Памятная медаль в честь сражения при Симоносеки

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам